5. Последние годы
Из Рима Плотин уже не выезжал, и только перед смертью уехал в Кампанию (Минтурн, Италия), в имение своего старого друга, где и провел последние месяцы своей жизни. Тут он задумывает основать философский монастырь, при поддержке императора Галлиена[2]. Не случайно формирование этой системы совпало с правлением Галлиена: общественные слои, мечтавшие о реставрации империи Августа и Антонинов, в последний раз собрав свои силы, выступили как в области политики, так и в области идеологии. Лекции прибывшего в Рим Плотина посещали представители образованных кругов, некоторые сенаторы и даже сам Галлиен, который, по некоторым данным, намеревался основать город философов Платонополь, по образцу государства Платона.
Но это предприятие не удается (из-за гибели императора?). Неудача реставраторских попыток Галлиена пагубно повлияла на школу Плотина. После смерти Галлиена Плотин и большинство его учеников покинули Рим. Близкий к нему философ Лонгин бежал к Зенобии и был затем казнён Аврелианом.
К концу жизни Плотин был настолько дряхл и вид его был настолько неприятен, что даже близкие ученики, кроме Евстохия, покинули его. Может быть, такое состояние было следствием отношения Плотина к своему телу, когда он столько времени не мылся, не лечился и никак о себе не заботился. Какая именно болезнь постигла его в последние месяцы его жизни, неизвестно. Разные врачи на основании перечисленных выше симптомов предполагают разное: одни говорят, что это была проказа, другие – туберкулез. Перед смерью Плотин сказал: «Сейчас я попытаюсь слить воедино то, что было божественного во мне, с тем, что есть божественного во Вселенной».
Со смертью Плотина изменяется и сам неоплатонизм. Уже у ближайшего ученика Плотина, сирийца Порфирия, исчезают те элементы оптимистической оценки мира и призывы к активной жизни в обществе, которые были у его учителя. Порфирий считает, что мудрец должен бежать от толпы в пустыню. Аскетизм, магия, астрология, учение о демонах начинают играть главную роль в позднейшем неоплатонизме, который, таким образом, постепенно сливается с теми системами, против которых боролся сам Плотин.
Трактаты Плотина
1. «Эннеады»
О трактатах его Порфирий говорит, что Плотин писал их от случая к случаю, когда об этом просили его ученики или когда сам он чувствовал внутреннюю необходимость. Заглавий к ним он не давал, поэтому ученики озаглавливали их сами. Делали они это по-разному, и в результате многие из трактатов озаглавлены так, как сам Плотин, может быть, не стал бы их называть (кроме тех, что были озаглавлены еще при его жизни). Порфирий перечисляет эти названия: «О прекрасном», «О бессмертии души», «О судьбе», «О сущности души», «О трех начальных субстанциях», «О двух материях», «О качестве», «О диалектике», «О силе и действии», «Против гностиков» и т.д. – всего насчитывается 54 трактата, хотя в действительности их было иное количество, потому что Порфирий, получив после смерти своего учителя наследство в виде письменных его работ, решил их издать и при этом предпринял некоторое их редактирование. Сам Порфирий пишет, что число 54 его поразило тем, что оно делится на 6 и на 9: оба числа являются священными, и это доказывает священный характер всех трактатов Плотина. В действительности, это не совсем так, потому что некоторые трактаты Порфирий разбил на несколько частей, а другие, наоборот, объединил в один, так что число 54 получилось у него достаточно искусственно.
Эти трактаты Порфирий объединил в 6 групп, в каждой группе по 9. «Девять» по-древнегречески будет «эннеа», поэтому все эти группы получили название «Эннеады» (девятки) – так и называются тома Плотина. Разбил их Порфирий следующим образом: в 1-ю Эннеаду он включил трактаты, посвященные этике, во 2-ю – трактаты, посвященные предметам физическим и космологическим; 3-я Эннеада, также «посвящение» космосу, охватывает смежные с ним предметы – это то, что мы бы назвали натурфилософией, философией природы; 4-я посвящена работам о Душе; 5-я – работам об Уме; 6-я, наиболее объемная Эннеада, фактически равная по объему всем предыдущим, включает работы о Едином (Боге).
|