В отличие от Анаксагора Левкипп и Демокрит не признают никаких качественных различий атомов. Они «назвали неразрушимые мельчайшие тела, бесконечно многие по числу», которые двигаются в пустоте; «соединяясь между собой, они производят возникновение, расторгаясь же — гибель». Заметим, что на почве абстрактных представлений о бескачественных атомах могла возникнуть механическая атомистика, но не химическая, ибо последняя, будучи качественной атомистикой, считала, что атомы различаются между собой не только количественно, но и качественно, в зависимости от природы вещества, их образующего.
Античные атомисты не признавали никаких качественных различий у веществ; как отмечал Демокрит, а позднее Эпикур, различия сложных тел между собой обусловливаются различной формой атомов, порядком, которым атомы соединяются друг с другом, и их положением.
Различие атомов и их соединений мыслится таким образом: два атома различаются по форме как А и N, соответственно этому сложные вещества могут различаться по характеру образующих их атомов. Затем они могут различаться по порядку соединения атомов между собой, как AN и NA; наконец, они могут различаться по положению атомов, подобно тому как различаются вертикальное и горизонтальное положение одного и того же атома N и z.
Умение делать чрезвычайно тонкие наблюдения позволило творцам античной атомистики на основании ограниченного количества фактов прийти к таким замечательным выводам. Действительно, у Демокрита опытное обоснование атомистики опирается на небольшое количество фактов и наблюдений, которые, однако, были поняты им во всей их глубине. Например, испарение жидкости Демокрит объясняет отделением ее частиц от ее поверхности. Аналогично объясняет он распространение запаха, когда частицы пахучего вещества диффундируют через воздух, рассматриваемый Демокритом как совокупность очень мелких атомов. Плавление льда он трактует как следствие изменения внутренней связи между невидимыми атомами. Подобные простейшие наблюдения явились эмпирической основой тогдашней атомистики.
|