Общую оценку античной атомистики можно выразить следующим образом: 1) признается единая первоначальная материя, ее неразрушимость и несотворимость; 2) признается прерывное строение материи — атомы и пустота; 3) материя и движение рассматриваются как нераздельные; 4) признается не качественное, а только количественное различие атомов; 5) различие сложного вещества сводится к различию по форме, порядку, числу и положению (а позже и по весу) атомов.
Таков первый тур развития атомистики, который можно характеризовать как натурфилософский. Движение мысли тогда шло от идеи о первоматерии у милетцев к идее о множественности начал у Эмпедокла и Анаксагора и, наконец, к идее о бескачественных атомах у античных атомистов. Это был последовательный переход представлений об элементах и началах со ступени единичности на ступень особенности и со ступени особенности на ступень всеобщности, причем все это движение происходило в рамках сугубо абстрактной, натурфилософской мысли. Позднее у Аристотеля наметилась известная реакция — возврат к представлению о стихиях; отказываясь от атомистических представлений, Аристотель пытался развить учение Эмпедокла, подведя под него более глубокую логическую основу.