Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1420
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Формальная логика стоиков

Греческий стоицизм



1.

Стоики также очень много занимались формальной логикой и грамматическими исследованиями, в которых почти вся терминология создана ими. Лог. знание развивается непосредственно из телесного аффекта ощущения, имея с ним один общий корень – духовный и физический. Представления суть впечатления, отпечатки, производимые в душе вещами; из них наш разум естественно образует понятия, – при повторении однородных впечатлений поверяя их одни другими. Критерием истины наших представлений и понятий является их очевидность, заставляющая нас соглашаться с ними; или, что то же, таким критерием служит непосредственное сознание реальности, соответствующей отдельным представлениям. Как ни наивна такая теория познания сравнительно со сложными и запутанными учениями Платона и Аристотеля, она подкупала своей простотой и цельностью основной своей идеи, своим сочетанием крайнего наивного реализма с решительным рационализмом.

Исходя из основных убеждения в единстве разума и материи, стоики, естественно, могли мирить такой рационализм с сенсуализмом, признавая непосредственную разумность самих ощущений. Поэтому нас не должно удивлять видимое противоречие ист. свидетельств, из которых одни утверждают, что отец стоицизма, Зенон, признавал критерием истины ощущения, а другие – что он видел такой критерий в "правильном разуме". Стоиков любят делать эмпириками или сенсуалистами, забывая их метафизический реализм. Правда, они признают, что знание образуется из ощущений: вместе с эпикурейцами они видят в общих понятиях лишь результат многократных повторений опыта, причем "всеобщие истины" также получают эмпирическое объяснение, являясь лишь "предварением" частных случаев. Но, с другой стороны, не следует упускать из виду, что самые воззрения стоиков на ощущения существенно отличаются от воззрений совр. сенсуализма. Под ощущением разумеются прежде всего сами чувства в их способности, точно так же, как и в их деятельности; эти чувства суть также "тела" или материи своего рода, органы "господствующей" части души, ее пневматические разветвления, как бы ее щупальца. Сами по себе эти чувства непогрешимы: они ощущают то, что они ощущают; но представления, вызываемые их впечатлениями нашей душе, могут быть истинны или ложны, т. е. соответствовать или не соответствовать вещам, как это показывает опыт. Истинные представления, в которых заключается критерий наших знаний, – те, которые возникают в господствующей, разумной части нашей души, вынуждая ее согласие. Такие представления Зенон и называет "схватывающие представлениями". В них совпадает чувственное и рациональное начало, точно так же, как субъект и объект, ибо они обнимают или понимают в себе свой предмет.

С т. зр. стоического монизма, это – совершенно последовательно; непонятно только, как могут существовать неразумные, нелогичные, ложные представления, раз все существующее, все материально, разумно в своей основе. Такие ложные представления могут объясняться психологически – из опыта, но из начал стоицизма как философии объяснены быть не могут.

Теория познания стоиков, разработанная ими крайне тщательно в борьбе с другими школами, представляется упрощенным преобразованием учения Аристотеля в смысле монизма. Она естественно связана с "физикой" стоиков, точнее – с их метафизикой.

2.

Но что понимать под природой более конкретно? Естественный ход вещей они отождествляли с разумным ходом: отождествляли fusiV и logoV. Такое отождествление станет потом типичным в истории европ. философии – отождествление «естественного» и «разумного». Иногда эти вещи противопоставляется, потому что разум считается чисто чел. функцией, и человек противопоставляется природе. Так что такое фил. отождествление стоиков носило принципиальный характер. Это – вера: что все наши разумные рассуждения совпадают с ест. ходом вещей. По сути дела, это уже метафизика – подчинение ест. ходу вещей (он же – разумный). Понятие о Логосе потом перешло к христианам именно от стоиков (ев. от Иоанна).

Логика у стоиков есть исследование слова («логос» – слово). Стоики разработали искусство определения, риторику, силлогистику, но больше всего уделяли внимание грамматике и учению о знаках – семиотике (греч. semeion – знак, Пирс и Моррис, 1938). Философия языка стоиков занимается проблемой возникновения слов (этимологией). Стоики убеждены в том, что надо вскрывать происхождение каждого слова. Так, родит. падеж от имени Зевс (Дзенбс) они производят от "дзен" ("жить").

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 16807
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - АРИСТОН Хиосский (1-я пол. 3 в. до н. э.)
22.03.2009 - Стоицизм
22.03.2009 - Физика стоиков (онтология и космология)
22.03.2009 - Антропология стоиков
22.03.2009 - Логика стоиков

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы