Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1135
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Иоанн Дунс Скот (1266–1308)



Разделение философии и теологии


Дунс Скот не разделяет томистскую установку на примирение философии с теологией, он был за размежевание. Философия имеет свой объект и свою методологию, не ассимилируемые теологией. Споры и нескончаемые взаимные обвинения, а зачастую и карательные санкции, имеют почти всегда одну причину – размытость границ. Отсюда основной своей задачей Дунс Скот видит уточнение их сфер влияния и исследования.

1. Богословие и философия – разные предметы

Фома Аквинский считал, что поскольку существуют 2 вида знания, знание богословское и научное, то существуют и 2 истины.

Иоанн Дунс Скот говорит, что если об одном и том же предмете существуют 2 истины, то логично предположить, что одна из этих истин менее совершенна и просто не нужна. Поэтому или мы должны отбросить одну из областей знания, или предположить, что эти области знания имеют разные предметы.

Иоанн Дунс Скот выбирает 2-й вариант и утверждает, что предметом теологии является Бог, а предметом философии является [только (о.Ил)] бытие. Философия занята бытием (ens) как сущим и всем, что к нему сводится и из него выводится. Теология занята "articula fidei", предметами веры. Философия – доказательно-демонстративный процесс, теология – путь убеждения. Логика естественного и логика сверхъестественного, абстракция и откровение. Философия существенным образом спекулятивна, она ищет знание ради знания, теология тенденциозна и практична, оставляя в стороне некоторые истины, она занята поведением.

Религиозные догматы он считал логически недоказуемыми, а теологию рассматривал не как науку, а как практическую дисциплину, предназначенную для спасения человеческих душ.

Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на том, что сообщит нам сам Бог. Поэтому теология основывается на Откровении, а философия вообще не может познать Бога. Таким образом, философия и религия, по мнению Иоанна Дунса Скота, имеют не то что разные методы, но и разные предметы, в этом ошибка Фомы Аквинского.

Так что противоречие между Иоанном Дунсом Скотом и Фомой Аквинским начинается с самого начала, с момента сопоставления философии и религии. Сам Иоанн Дунс Скот себя философом не считал.

Учитывая падшее состояние нашего разума, о Боге нужно не рассуждать, а верить в Него и видеть Его посредством данной Им благодати [и это уже – дело богословия?].

Под опекой теологии философия не улучшается, а теология, использующая инструменты философии, не становится от этого более убедительной. Претензии последователей Авиценны и Аверроэса ведут к подмене теологии философией, попытка августинианцев заканчивается суррогатом наоборот. Так же неудовлетворительны, по мнению Скота, томистские поиски согласия любой ценой.

Наше естественное знание надежно, когда может воспользоваться чувственным созерцанием. Но о предметах сверхъестественных мы можем получить на этом пути лишь приблизительное, косвенное знание. Предмет метафизики – не Бог, а бытие. Поэтому для познания области, недоступной естественному разуму, человек нуждается в Откровении.

Метафизика получает абстрактное понятие Бога, теология – конкретное. Бытие как таковое – самое всеобщее из понятий, поскольку его задача – одно­значное высказывание о сущем в целом в одном и том же смысле. Отсюда следует, что в нем нет никакой другой определенности. Предикат бытия высказывается поэтому о Боге и мире в одном и том же смысле, а не только по аналогии.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 48594
Распечатать

Всего 1 на 17 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 17 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы