Разделение философии и теологии
Дунс Скот не разделяет томистскую установку на примирение философии с теологией, он был за размежевание. Философия имеет свой объект и свою методологию, не ассимилируемые теологией. Споры и нескончаемые взаимные обвинения, а зачастую и карательные санкции, имеют почти всегда одну причину – размытость границ. Отсюда основной своей задачей Дунс Скот видит уточнение их сфер влияния и исследования.
1. Богословие и философия – разные предметы
Фома Аквинский считал, что поскольку существуют 2 вида знания, знание богословское и научное, то существуют и 2 истины.
Иоанн Дунс Скот говорит, что если об одном и том же предмете существуют 2 истины, то логично предположить, что одна из этих истин менее совершенна и просто не нужна. Поэтому или мы должны отбросить одну из областей знания, или предположить, что эти области знания имеют разные предметы.
Иоанн Дунс Скот выбирает 2-й вариант и утверждает, что предметом теологии является Бог, а предметом философии является [только (о.Ил)] бытие. Философия занята бытием (ens) как сущим и всем, что к нему сводится и из него выводится. Теология занята "articula fidei", предметами веры. Философия – доказательно-демонстративный процесс, теология – путь убеждения. Логика естественного и логика сверхъестественного, абстракция и откровение. Философия существенным образом спекулятивна, она ищет знание ради знания, теология тенденциозна и практична, оставляя в стороне некоторые истины, она занята поведением.
Религиозные догматы он считал логически недоказуемыми, а теологию рассматривал не как науку, а как практическую дисциплину, предназначенную для спасения человеческих душ.
Знание о Боге имеет лишь сам Бог, поэтому наше знание может основываться лишь на том, что сообщит нам сам Бог. Поэтому теология основывается на Откровении, а философия вообще не может познать Бога. Таким образом, философия и религия, по мнению Иоанна Дунса Скота, имеют не то что разные методы, но и разные предметы, в этом ошибка Фомы Аквинского.
Так что противоречие между Иоанном Дунсом Скотом и Фомой Аквинским начинается с самого начала, с момента сопоставления философии и религии. Сам Иоанн Дунс Скот себя философом не считал.
Учитывая падшее состояние нашего разума, о Боге нужно не рассуждать, а верить в Него и видеть Его посредством данной Им благодати [и это уже – дело богословия?].
Под опекой теологии философия не улучшается, а теология, использующая инструменты философии, не становится от этого более убедительной. Претензии последователей Авиценны и Аверроэса ведут к подмене теологии философией, попытка августинианцев заканчивается суррогатом наоборот. Так же неудовлетворительны, по мнению Скота, томистские поиски согласия любой ценой.
Наше естественное знание надежно, когда может воспользоваться чувственным созерцанием. Но о предметах сверхъестественных мы можем получить на этом пути лишь приблизительное, косвенное знание. Предмет метафизики – не Бог, а бытие. Поэтому для познания области, недоступной естественному разуму, человек нуждается в Откровении.
Метафизика получает абстрактное понятие Бога, теология – конкретное. Бытие как таковое – самое всеобщее из понятий, поскольку его задача – однозначное высказывание о сущем в целом в одном и том же смысле. Отсюда следует, что в нем нет никакой другой определенности. Предикат бытия высказывается поэтому о Боге и мире в одном и том же смысле, а не только по аналогии.
|