Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Иоанн Дунс Скот (1266–1308)



Примат индивидуального (principium individuationis)


Дунс Скот подтверждает примат индивидуального над общим, иная позиция, на его взгляд, отдает язычеством, где недооценивается креативная сила Божия. Бог знает все и каждое в отдельности, указывая всякому существу его место в видах всеобщей экономии и личного спасения. Наиболее совершенным знанием Дунс Скот признавал знание не общего, а единичного.

1. Учение о субстанциальности материи (materia prima)

Дунс Скот понимает всеобщность отрицательно – не как полноту всех определений, а напротив, как их отсутствие: самое общее бытие для него есть самое неопределенное, пустое [будет у Гегеля]. Таковым он признает материю саму по себе (materia prima). Он не разделяет ни Платонова взгляда, по которому материя есть не сущее (to mh on), ни Аристотелева, по которому она есть только потенциальное бытие (to dunmei on): по Скоту материя актуально выделяется из ничего и есть действительный предел творения.

Всё существующее (кроме Бога) слагается из материи и формы. Существование материи или ее реальность независима от формы, которою определяется только качество материального бытия. Различные подразделения материи, различаемые Д. Скотом, выражают только различные степени определенности, которую материя получает от своего соединения с формой; сама же она везде и всегда одна и та же. Таким образом, понятие материи у Дунса Скота совпадает с понятием всеобщей субстанции, единого реального субстрата всех вещей.

Неудивительно, поэтому, что, вопреки всем схоластическим авторитетам, Дунс Скот приписывал материальность человеческим душам и ангелам. Примечателен следующий его аргумент: чем какая-нибудь форма совершеннее, тем она действительнее (актуальнее), а чем она актуальнее, тем сильнее внедряется она в материю и прочнее ее с собою соединяет; но формы ангела и разумной души суть совершеннейшие и актуальнейшие, и, следовательно, всецело соединяют с собою материю, а потому и не подвергаются количественному распадению, так как имеют свойство силы единящей.

Полагая в основу всего существующего в мире единую неопределенную материю или субстанцию и понимая совершенство как форму всецело овладевшую материей и определившую ее, Дунс Скот представлял себе мироздание как постепенное восхождение от общего к индивидуальному, от слитного к раздельному, от неопределенного к определенному, от несовершенного к совершенному. Он сравнивает вселенную с огромным деревом, которого корень – первоматерия, ствол – видимое вещество, ветви – физические тела, листья – организмы, цветы – человеческие души, а плоды – ангелы.

Дунс Скот первый из философов христианского мира стал в космологии на точку зрения генетическую, ясно и решительно высказал ту идею постепенного развития (снизу вверх)[2]. Представление вселенной как самостоятельного, из себя развивающегося целого, есть философская заслуга Дунса Скота, хотя он не сумел связать этой идеи с основными истинами теологии, в которые искренно верил.

В каком же отношении формы природного бытия находятся к соответствующим идеям божественного Ума? И далее: если идеи божественного Ума становятся действительными вещами через привхождение к ним актов божественной воли, а с другой стороны, основа всякого реального бытия в мире есть всеобщая субстанция первоматерии, то спрашивается: в каком же отношении между собой находятся эти два первоначала всякой реальности? Удовлетворительного, в философском смысле, решения обоих этих допросов мы у Дунса Скота не находим. Отожествляя всеобщее с неопределенным в своей materia prima и видя в ней низшую ступень, minimum бытия, он естественно признавал положительный полюс бытия, maximum реальности, за существованием единичным или индивидуальным, как представляющим высшую степень определенности.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 48593
Распечатать

Всего 1 на 17 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 17 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы