Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1421
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Иоанн Дунс Скот (1266–1308)

1. “Тончайший доктор”
2. Онтология Дунса Скота
3. Гносеология Дунса Скота
4. Разделение философии и теологии
5. Богословие Дунса Скота
6. Примат индивидуального (principium individuationis)
7. Приоритет воли над разумом
8. Антропология Дунса Скота
9. Этика Дунса Скота
10. Иррационализм Дунса Скота

Последнее философское течение в XIII в., которое разрешило антагонизм между двумя основными философскими направлениями столетия – августинизмом и томизмом – стал скотизм. Сущность компромисса основывалась на том, что томизму были сделаны небольшие уступки, но принципиальная основа осталась августиновской. Францисканцы, присвоив себе достигнутые Фомой результаты, модернизировали свою доктрину таким образом, что появилась «новая францисканская школа». Создателем новой философской доктрины был Дуне Скот, по имени которого она обычно называлась скотизмом.

“Тончайший доктор”


В историю западной теологической мысли Дунс Скот вошел под именем “тончайшего (subtilis) доктора”, отражающего утонченно-рафинированный дух его доктрины. Иоанн Дунс Скот представляет так называемую младофранцисканскую школу.

1. Жизнь

Он родился в деревне Дунс (графстве Роксбург) в Южной Шотландии.

Еще будучи 12-летним подростком он облачился в монашеское платье святого Франциска, которое принял из рук своего дяди Элии в 1278 году, в Хаддингтоне. Затем последовали годы учебы в Нортгемптоне, в Англии, где в 25 лет он становится священником.

По преданию, Д. Скот казался в первой молодости чрезвычайно тупоумным и лишь после одного таинственного видения стал обнаруживать свои богатые духовные силы.

В 1291–1296 гг. он совершенствует свои знания в Париже, затем возвращается в Кембридж, где пишет комментарии к «Сентенциям» Петра Ломбардского.

Следующие 2 года он в Оксфорде, в 1302–1303 гг. – в Париже. Конфликт с Папой Бонифацием VIII вынудил его оставить Париж и вернуться в Оксфорд.

В 1304 году он был рекомендован генералом францисканского ордена Гонсалесом Испанским университету Парижа в качестве преподавателя теологии.

Однако отношения между императором Филиппом и Папой становились все напряженнее, Скот был отозван в Кельн. Через год преподавания, 8 ноября 1308 года он умер.

Погребен в Кельне, в церкви Святого Франциска. Надгробная надпись гласит: «Scotia mе genuit. Anglia me suscepit. Gallia me docuit. Colonia me tenet» («Шотландия меня родила. Англия меня приняла. Галлия меня обучила, Кельн меня хранит»).

2. Сочинения

Основные сочинения: комментарий к «Сентенциям» Петра Ломбардского, которое было названо «Оксфордским сочинением», а также более краткое «Парижское сочинение». В Оксфорде он писал комментарии к аристотелевским работам по логике, метафизике и психологии. «Спорные вопросы сверхфилософии», которые долгое время считались его произведением, ему уже не приписываются.

За свою недолгую жизнь Дунс Скот написал очень много, полное собрание его сочинений насчитывает 12 томов, по большей части это – комментарии к работам Аристотеля, Порфирия и Петра Ломбардского. В Париже был написан самый значительный его труд «Комментарии на сентенции Петра Ломбардского». Кроме «Оксфордского труда» у Иоанна Дунса Скота есть «Разнообразные вопросы», «О первом начале всех вещей» и «Тончайшие вопросы к метафизике Аристотеля».

Самым важным произведением Скота считается его “оксфордское сочинение”, представляющее собою комментарий к 4 книгам «Сентеций» Петра Ломбардского.

Дунс Скот был трудным писателем и трудным мыслителем – как по восприятию, так и по пониманию. Он получил титул “тонкий доктор”, что означало тонкую аргументацию, а также сложное восприятие его мыслей.

Онтология Дунса Скота


Что такое бытие по мысли Скота? Это одна из наиболее сложных категорий его философии, хотя Иоанн Дунс Скот себя философом не считал, и если бы услышал такое упоминание о себе, то наверняка оскорбился бы. И тем не менее философских мыслей в его работах чрезвычайно много, и, практически, по всем вопросам Иоанн Дунс Скот рассуждает как один из величайших философов.

Бытие, по мысли Скота есть то, что существует везде. Поэтому найти бытие мы не можем: познание материального мира видит одни единичные вещи, но мы знаем, что все вещи, существуя, имеют что-то общее, т. е бытие. Вещи, как говорит, Иоанн Дунс Скот, синонимичны в этом отношении друг другу.

Бытие одинаково везде – и в вещах и в Боге, однако в Боге бытие имеет бесконечный характер, и вследствие бесконечности бытия разум ничего не может говорить о Боге. И само понятие бесконечного бытия человек употребляет по аналогии с нашим бытием, считая это понятие наиболее совершеным из всех понятий разума, которое могло бы как-то приблизить человека к Богу.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 48395
Распечатать

Всего 1 на 17 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 5 6 7 8 ... 17 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Схоластический метод
23.03.2009 - Схоластика и ее задачи
23.03.2009 - Генезис и переодизация схоластики
23.03.2009 - Школы и схоластика
23.03.2009 - Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы