|
Кант. Творческая биография |
---|
1. Характер докритического периода
2. Кант – родоначальник научной космогонии
3. Космологическая проблема и критика разума
4. Пространство и время
5. Разгадка тайны “звездного неба”
6. Коперниканская или Птолемеевская революция?
7. Пробуждение Канта от “догматического сна”
8. Моральная автономия
9. Идеалистическая кличка
10. Разум и религия
Характер докритического периода
Жизнь Канта, как мы видели, внешне не была богата событиями, но она явилась жизнью творческой, именно здесь гораздо больше событий. Творчество Канта обычно делят на 2 периода: докритический и критический. Потому что 3 основных его работы были критиками: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790)[2].
В докритический период Кант лишь преподавал метафизику по учебнику Баумгартена[3] – ученика Вольфа[4] (ученика Лейбница), т. е. был, что называется, школьным метафизиком лейбницианского направления. Он писал также на различные темы: в т. ч. по вопросам просвещения и педагогики. Докритические сочинения еще отчасти находятся под влиянием "школьной философии" той эпохи.
Тем не менее собственно философские проблемы в первый (докритический) период Канта занимают мало. Его увлекают проблемы естественнонаучные – в основном космология и астрономия. Крупнейшее сочинение данного периода – трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором Кант сформулировал и обосновал гипотезу о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Трактат был очень высоко оценен и философами, и учеными.
Кант – родоначальник научной космогонии
Теория Ньютона стала известной на континенте благодаря Вольтеру. Космология Коперника и Ньютона оказала мощное стимулирующее воздействие на интеллектуальное развитие Канта. Он говорил, что 2 вещи удивляют его: «звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Здесь звездное небо – это теория Ньютона.
Его «Всеобщая естественная история и теория неба» явилась попыткой построить космологию на основе ньютоновской механики. Произведение «Теория неба» было снабжено интересным подзаголовком: «Опыт об устройстве и механическом происхождении всего мироздания, истолкованных сообразно принципам Ньютона». Оно содержало один из важнейших результатов, когда-либо полученных в космологии и космогонии. Это была не только первая формулировка «гипотезы Канта-Лапласа» о происхождении Солнечной системы, но также задолго до Джинса применение этой гипотезы к «Млечному Пути» (за 5 лет до появления работы Канта Томас Райт истолковал Млечный Путь как звездную систему). Причем Кант пошел еще гораздо дальше, отождествив туманности с другими «млечными путями» – далекими звездными системами, похожими на нашу.
Так в 1755 году Иммануил Кант явился родоначальником научной космогонии (происхождение и развитие небесных тел и их систем). Он выдвинул гипотезу об образовании планет из пылевой туманности, окружавшей некогда Солнце. Гипотеза Канта-Лапласа (1796), т. н. небулярная гипотеза долгие годы была ведущей. В ней возникновение и эволюция планетной системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении – в результате приливного трения – суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Поскольку небулярная теория не смогла объяснить некоторые существенные особенности строения Солнечной системы, то в XX в. она была оставлена.
| |
|
Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице1 2 3 4 5 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|