Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Платона о государстве



2. Существенная черта платоновского учения о государстве – постоянное проведение параллели между ним и индивидом: как душа, по платону, делится на 3 части, так и государство состоит из 3 сословий. Если в душе 3 начала (разумное, вожделеющее и яростное), то и в идеальном государстве должно быть 3 рода людей.

Собственно говоря, Платон говорит о 2-х родах: о стражах и ремесленниках, однако из стражей следует выбирать более мудрых – философов, которые и будут управлять государством. Следовательно, в гос-ве появляются 3 рода людей, в которых главенствует одно из трех начал. Если в человеке главенствует разумное начало, то этот человек является философом и он управляет государством; если яростное – то он страж, он защищает государство; если вожделеющее – то человек будет ремесленником, он должен работать и не вмешиваться в дела стражей и философов.

Миру идей, душе мира и телу мира как основным элементам структуры космоса должны соответствовать в государстве 3 сословия свободных граждан: правители (философы), воины (стражи), дельцы (ремесленники и земледельцы). В душе каждого человека соответственно выделяются три части: разумная, яростная (аффективная) и вожделеющая. Каждой части души, как и каждому сословию в идеальном государстве, должны быть присущи свои добродетели: разумной (правителям) – мудрость, яростной (воинам) – мужество, вожделеющей (ремесленникам и земледельцам) – умеренность.

Общая добродетель, гармонически объединяющая все перечисленные, – справедливость. Платоновское понимание справедливости существенно отличается от понимания ее предшествующими философами. Справедливость, по Платону, есть мудрое равновесие всех сторон души, всех добродетелей души и, следовательно, всех сословий государства. Справедливость в нем достигается при условии, что каждое сословие выполняет свою задачу и не вмешивается в дела других.

А поскольку привязанность к матер. миру лишает возможности созерцать идеи и воплощать их в социальном бытии, то управляющие сословия идеального государства – философы и стражи не должны иметь ни семьи, ни собственности. Кроме того, наличие общественного воспитания детей и общей собственности у управляющего класса позволит, по Платону, решить главную проблему политического управления – проблему сочетания личных и общественных интересов и тем самым сделает государство устойчивым и стабильным.

Эти мысли Платон развил в своей книге «Государство». В ней Платон не описывал реальные процессы, а высказал свои представления о наилучшей из возможных форм государственности. Т. обр., его учение ближе всего к утопии.

2. Причина государств в слабости индивидов

Государства создаются нашими потребностями, превышающими наши возможности по удовлетворению этих потребностей. Человек стремится к удовлетворению потребностей, это влечет за собой образование все новых и новых профессий, появляются совсем ненужные профессии, среди которых Платон называет цирюльников, поваров, гетер и т. д. Возникает армия, это приводит к войнам и пр. несчастьям.

Возникновение гос-ва связано у него не с тягой людей к построению гос. форм, а со слабостью отдельных индивидов. Платон считал, что общество складывается не случайно, а потому что люди нуждаются друг в друге.

Разместил: Платоник Дата: 21.03.2009 Прочитано: 37442
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы