Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Платона о государстве



3. Связующее звено – труд

Нечто связывающее людей есть труд. Маркс потом писал, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого полиса («города-государства»). От природы будучи наделен лишь немногими способностями, человек вынужден примыкать к другим людям. Общество тем совершеннее, тем более развито, чем совершеннее развит в нем принцип разделения труда, который позволяет каждому посвящать себя одной деятельности, одному призванию, находя в деятельности других восполнение своей собственной. Культурное развитие Афин, необычайное техническое совершенство, достигнутое ими в различных сферах искусства и промышленности, обусловливается именно этим разделением труда. Оно обусловливается самой природой чел. деятельности, самим разнообразием способностей человека, и постольку оно представляется справедливым: всякому свое дело, свое призвание на пользу личную и общую; и каждый должен делать свое дело, отправлять свою функцию в общественном организме, не вмешиваясь в посторонние дела и обязанности. Следовательно, основа общности – разделение труда.

Платоновский проект государственного устройства


1. Критические наблюдения Платона

Платон видел, что в Афинах, как и в др. греч. гос-вах – демократических в особенности – страдает самое главное изо всех дел, самая важная из всех функций общ. организма – дело управления государством, в которое вмешиваются ремесленники всяких цехов, воины, купцы, иногда простая чернь. Между тем как всякое ремесло или искусство требует спец. знаний и подготовки, самое великое "царственное искусство" не требует ни знания, ни специального воспитания и подготовки: ибо к нему всякий считает себя призванным, кто только имеет возможность достигнуть власти. В одних государствах власть попадает в руки богатых, в других – в руки бедных; и здесь и там правящие классы преследуют свои личные интересы, а не благо целого, которого они не знают.

С т. зр. эгоизма, захват власти представляется высшим благом, обеспечивая удовлетворение страстей. Но рассмотрение жизни обществ показывает, что борьба классов обусловливает разложение общ. строя, ослабление и гибель государства и самих правителей, ведя их к неизбежным катастрофам. Эта катастрофа естественна, поскольку самый строй государства, противный разуму и природе и не направленный к общему благу, заключает в себе начало разложения.

2. Забота об особом сословии

Отсюда мысль Платона – образовать и воспитать путем соц. подготовки особое сословие, правящий класс, ремесло и призвание которого состоит исключительно в государственной службе. Поскольку основы справедливости нужно искать в мире духовном, то для управления городом более всего подходит человек, приобщенный к истинной мудрости. Значит, управлять государством должны философы, познавшие мир эйдосов. 2-я группа будет охранять гос-во, это – полицейская функция, остальные – земледельцы, ремесленники, – питатели, необходимы для того, чтобы доставлять материальные средства для существования. Т. обр., общество распадается на 3 соц. группы: учители (воспитатели), правители (администрация и охрана) и трудящиеся (все остальные).

Нечто подобное он видел в спартанской аристократии, но она была все же полит. партией, кот. преследовала свои сословные, родовые и имущественные интересы, господствуя над остальными. – Правящий класс Платона не есть привилегированное, а служилое сословие; чтобы быть совершенным стражем общегос. интересов, оно не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущ. интересов. И весь проект философа рассчитан на то, чтобы уничтожить всякий своекорыстный интерес в сословии "стражей", путем воспитания и коммунистич. строя жизни. С этой целью он прежде всего упраздняет в этом классе всякую частную собственность (в отличие от пром. и земледельческого класса). "Стражам" запрещено касаться золота и серебра или иметь что-либо свое: они имеют общий стол, общие жилища, и, поскольку вся деятельность их направлена на общую цель охранения гос-ва от внешних и внутр. опасностей, низшие сословия – класс управляемых – доставляют им все необходимое. "Стражи" ведут лагерную жизнь, воспитанные в суровой простоте, чуждые всякой роскоши или изнеженности. Сами женщины подчиняются всецело той же дисциплине.

Разместил: Платоник Дата: 21.03.2009 Прочитано: 37443
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы