3. Связующее звено – труд
Нечто связывающее людей есть труд. Маркс потом писал, что Платон гениально понял роль разделения труда в образовании греческого полиса («города-государства»). От природы будучи наделен лишь немногими способностями, человек вынужден примыкать к другим людям. Общество тем совершеннее, тем более развито, чем совершеннее развит в нем принцип разделения труда, который позволяет каждому посвящать себя одной деятельности, одному призванию, находя в деятельности других восполнение своей собственной. Культурное развитие Афин, необычайное техническое совершенство, достигнутое ими в различных сферах искусства и промышленности, обусловливается именно этим разделением труда. Оно обусловливается самой природой чел. деятельности, самим разнообразием способностей человека, и постольку оно представляется справедливым: всякому свое дело, свое призвание на пользу личную и общую; и каждый должен делать свое дело, отправлять свою функцию в общественном организме, не вмешиваясь в посторонние дела и обязанности. Следовательно, основа общности – разделение труда.
Платоновский проект государственного устройства
1. Критические наблюдения Платона
Платон видел, что в Афинах, как и в др. греч. гос-вах – демократических в особенности – страдает самое главное изо всех дел, самая важная из всех функций общ. организма – дело управления государством, в которое вмешиваются ремесленники всяких цехов, воины, купцы, иногда простая чернь. Между тем как всякое ремесло или искусство требует спец. знаний и подготовки, самое великое "царственное искусство" не требует ни знания, ни специального воспитания и подготовки: ибо к нему всякий считает себя призванным, кто только имеет возможность достигнуть власти. В одних государствах власть попадает в руки богатых, в других – в руки бедных; и здесь и там правящие классы преследуют свои личные интересы, а не благо целого, которого они не знают.
С т. зр. эгоизма, захват власти представляется высшим благом, обеспечивая удовлетворение страстей. Но рассмотрение жизни обществ показывает, что борьба классов обусловливает разложение общ. строя, ослабление и гибель государства и самих правителей, ведя их к неизбежным катастрофам. Эта катастрофа естественна, поскольку самый строй государства, противный разуму и природе и не направленный к общему благу, заключает в себе начало разложения.
2. Забота об особом сословии
Отсюда мысль Платона – образовать и воспитать путем соц. подготовки особое сословие, правящий класс, ремесло и призвание которого состоит исключительно в государственной службе. Поскольку основы справедливости нужно искать в мире духовном, то для управления городом более всего подходит человек, приобщенный к истинной мудрости. Значит, управлять государством должны философы, познавшие мир эйдосов. 2-я группа будет охранять гос-во, это – полицейская функция, остальные – земледельцы, ремесленники, – питатели, необходимы для того, чтобы доставлять материальные средства для существования. Т. обр., общество распадается на 3 соц. группы: учители (воспитатели), правители (администрация и охрана) и трудящиеся (все остальные).
Нечто подобное он видел в спартанской аристократии, но она была все же полит. партией, кот. преследовала свои сословные, родовые и имущественные интересы, господствуя над остальными. – Правящий класс Платона не есть привилегированное, а служилое сословие; чтобы быть совершенным стражем общегос. интересов, оно не должно преследовать никаких частных, сословных, семейных или имущ. интересов. И весь проект философа рассчитан на то, чтобы уничтожить всякий своекорыстный интерес в сословии "стражей", путем воспитания и коммунистич. строя жизни. С этой целью он прежде всего упраздняет в этом классе всякую частную собственность (в отличие от пром. и земледельческого класса). "Стражам" запрещено касаться золота и серебра или иметь что-либо свое: они имеют общий стол, общие жилища, и, поскольку вся деятельность их направлена на общую цель охранения гос-ва от внешних и внутр. опасностей, низшие сословия – класс управляемых – доставляют им все необходимое. "Стражи" ведут лагерную жизнь, воспитанные в суровой простоте, чуждые всякой роскоши или изнеженности. Сами женщины подчиняются всецело той же дисциплине.
|