6. Воспитание будущих граждан
Стража и правители-философы должны вести правильную политику в области деторождения, чтобы не рождались больные и увечные дети. Государство должно сводить вместе здоровых мужчин и женщин, которые будут рождать здоровое потомство. Этих детей тут же отделяют от родителей, так как семья, по мнению Платона, есть причина многих зол и бед в нашем мире. Семья претендует на обладание какой-нибудь собственностью, а дети и родители считают себя принадлежащими друг другу, от этого и возникают различные противоречия.
Если же ребенок не будет знать своих родителей, то он, выходя на улицу, в каждом мужчине может предполагать своего отца, а в каждой женщине – свою мать, и он ко всем взрослым будет относиться с одинаковым почетом и уважением. Соответственно и взрослые будут любить всех детей. Больных и увечных детей государство будет отделять и умерщвлять, чтобы они не мешали счастливому росту государства. Семья не должна существовать.
Дети должны жить отдельно, мальчики и девочки воспитываются одинаково, поскольку отличие их только в силе. Женщины впоследствии могут быть и стражами, и философами, т. е. выполнять те же обязанности, что и мужчины.
Воспитание также должно быть соответственным. Из мифов необходимо убрать воспоминания о несправедливости богов, о том, что воины боятся смерти, убрать изнеженную музыку, изнеженное искусство. Платон все же признает необходимость искусств, ибо если воспитывать людей только посредством гимнастики, то можно воспитать грубых людей, а если при помощи одного искусства – то изнеженных. Необходимо гармоничное сочетание гимнастики и искусства.
Вообще же, цель воспитания – заставить представителей 1-го и 2-го класса занять свое место. У них отменяется семья, воины вступают во временные браки по указанию правителей. Дети сразу после рождения отбираются у матери и отдаются на воспитание гос-ву (как у некоторых животных). Читать им дают только строго проверенные книги. Для Платона в основании всей государственной жизни лежит воспитание.
7. Жизнь правителей
Поскольку никакая форма государственного устройства не ограничивает правителей, то благо общества зависит исключительно от их усилий, реализуемых через развитие приобретенной мудрости. Такая подготовка предусматривает:
1) начальное воспитание: музыку, поэзию и гимнастику (до 20 года жизни);
2) обучение наукам: математике, астрономии, гармонии (в течение 10 лет);
3) обучение диалектике (философии) (5 лет);
4) практическую деятельность в государстве (15 лет);
5) затем они принимают на себя управление государством либо предаются созерцательной жизни.
В течение всей жизни они подвергаются строгим испытаниям; в итоге отбираются немногие способные к деятельности правителя-философа. Успехи юноши должны были строго оцениваться, и если по каким-нибудь критериям считалось, что он не подходит для дальнейшей ступени, он отсеивался, и из отсеянных комплектовался второстепенные институты управления. На высших ступенях воспитания и образования, когда уже вся сумма необходимых знаний усваивалась, такого человека можно постепенно подпускать к власти в форме стажера, а где‑то после 50 лет он мог становиться участником управления государством. – Первые 2 группы являются привилегированными, потому что нужно иметь специальные качества (знания или физ. данные), а 3‑я группа – это все остальные. Правители-философы отличаются особой одаренностью, всесторонне совершенствующейся в ходе 50-летнего образования. В их лице мудрость должна объединиться с властью. Первые 2 группы должны иметь умственные и физические данные, значит, предполагался отбор среди остальных людей.
8. Коммунизм
Люди владеют всем сообща. Такой коммунизм нужен Платону, поскольку и семья, и собственность, отвлекает от управления гос-вом. Люди воспитываются так, чтобы не знать личных потребностей и всегда быть готовыми жертвовать всем ради отечества. Поэты, которые не отвечают духу государства, изгоняются. Ради блага людей стражи будут зорко наблюдать за тем, что едят граждане, во что одеваются, как развлекаются. – Молодые люди должны подвергаться тщательному воспитанию и образованию, система образования строго продумана, должна преследовать утилитарную цель – будущая государственная и общественная деятельность этих людей, а не индивидуальное развитие. Платон совершенно не принимает в расчет личность. Не гос-во у него служит личности, а человек – гос-ву. Для Платона люди – это неудачно поставленные на шахматной доске фигуры, и их необходимо расположить в правильном порядке. Философу важна не каждая из них, а общая схема, которую он намечает с решительностью полководца. Платон уверен, что едва только будет установлен предложенный им порядок, как в гос-ве воцарится счастье. Фактически, Платон впервые создал проект «закрытого» авторитарного государства, которое определяет для всех граждан цели, интересы, вкусы и даже моду. Функции власти чрезвычайно расширены Платоном: он присваивает ей право распоряжаться и в экономической, и в культурной, и в религиозной сферах. Здесь гармония обретается ценой свободы.
Поскольку оба высших сословия должны целиком посвятить себя благу об-ва, платон заранее исключает любую корыстную мысль, вводя общность имущества: частная собственность запрещена. Общими являются также женщины и дети. (Т. обр., стражи не имеют причины пользоваться своей силой внутри общества.). Даже деторождение регулируется государством с целью отбора лучших. Как дельность (арете) индивида связана с преобладанием в нем разумного начала, так и дельность всего государства зависит от того, господствует ли в нем философия, т. е. правители-философы. Сословие стражей воплощает мужество (ярость), вершина которого – отвага. По аналогии с вожделеющим началом души сословию земледельцев подобает сдержанность. А вот справедливость как добродетель реализуется и в человеке, и в государстве не в индивидуальной деятельности, а в гармонии, возникающей из сочетания конкретных видов деятельности. Так возникает тоталитарное гос-во, целиком присваивающее себе результаты деятельности своих граждан.
Третья группа населения – непривилегированная – крестьяне и ремесленники должны жить, как и жили, – традиционный образ жизни и мораль: семья, собственность, можно иметь богатство. От них требовался лишь труд, а всё остальное осуществлялось под охраной и руководством привилегир. групп.
|