9. Идеализм Платона
Не забудем, что в глазах Платона истинный идеал реальнее ложной действительности. Он обладает высшею правдой сам по себе, независимо от того, осуществлен ли он в действительности, или существует только "в небесах"; он один естестественен, вытекая из истинной природы человека. Если действительные гос-ва не согласны с этим идеалом, тем хуже для них: заключая в себе нечто противное разуму, правде, природе человека, они осуждены на гибель. И сила Платонова "государства" – именно в его совершенном единстве. Одна тысяча "стражей" есть уже самое сильное изо всех войск, как по своей дисциплине, по своей военной специализации и подготовке, так и потому, что она всегда найдет себе союзников, уступая им военную добычу или опираясь на какую-либо из враждующих партий в неприятельском государстве. Впрочем, Платон мечтает об объединении эллинов для совместного военного предприятия против "варваров". Рабами могут быть только варвары, а не эллины.
В средневековом строе Европы мы находим троякое деление об-ва, соответствующее мысли Платона; духовенство, провозгласившее себя единым носителем бож. правды, требовавшее безусловного подчинения себе светского меча. Место 2-го класса заняли светские владыки, рыцари и князья, сознававшие себя слугами духовной власти; наконец, вся остальная масса народа представляла из себя низший класс, деятельность которого исчерпывалась торговлей, промышленностью и земледелием.
Учения о формах государственного управления
1. Виды правления
В зависимости от обеспечения принципа справедливости государство может быть “правильным” (аристократия и монархия) или “неправильным” (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Ближе всего к “правильному” типу аристократия, где власть принадлежит «аристократам духа», мудрецам. Это может быть аристократическая республика или аристократическая монархия.
2. Монархия
Свое идеальное гос-во Платон называет монархическим, в нем правит одно, разумное начало (Такие гос-ва С. Франк называет монократическими по имени формы власти – “монократии”. У Платона монократией должна быть философская элита.). Устройство этого государства аристократично, т. е. основано на власти наилучших граждан. Единственным правильным государством является монархическое государство, в котором правят философы. Его Платон и хотел построить на Сицилии у Дионисия.
3. Неправильности
У неправильных государств есть свои причины возникновения. Если есть соперничество из-за собственности, то появляется частная собственность, появляются рабы – это гос-во уже неидеально, но еще не совсем плохое. Это тимократия – властью наиболее уважаемых граждан. Тимократический человек необразован, послушен власти, любит гимнастику, охоту, деньги, в нем господствует яростный дух. Но тимократия – лишь переходное явление в изображенном платоном круговороте типов государства.
Хотя правители еще признаются, все же благодаря растущему влиянию денег уже вырисовывается следующая форма государства – олигархия. В ней власть отождествляется с собственностью, у власти окажутся наиболее богатые люди. В этой уже далекой от идеального гос-ва деградировавшей форме гл. роль играет богатство: "...в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что, положи их на разные чаши весов, одно всегда будет перевешивать другое". Олигархия – власть немногих, у которых скапливается большое кол-во богатств. Они начинают почитаться в государстве, где нажива и деньги ценятся больше, чем добродетель. В олигархическом человеке господствует яростный, а не разумный дух, так как этим гос-вом управляют не способные, а богатые.
Богатые тратят деньги на что угодно, только не на оружие, в таком гос-ве растет преступность, и оно вырождается в демократическое. Люди, лишенные власти из-за малого размера их собственности, силой устанавливают демократию. В нем бедняки разгоняют богачей, власть распределяется по жребию. Здесь полная свобода, человек может не править, не подчиняться, а обнаруживать свое расположение к толпе. В дем. человеке берут верх вожделение, распутство, разнузданность, бесстыдство.
В таком государстве, в конце концов, кто-то захватывает власть и устанавливается тирания. Это – наихудшая форма правления, поскольку тиран уничтожает врагов, ведет войны, ненавидит мужественных, великодушных, умных и богатых.
Т. обр., “неправильные” государства (по нисходящей) – тимократия – власть военной знати, т. е. власть, основанная на добродетелях аффективной части души; олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с чувственной частью души; демократия – она вызывает у Платона особое неприятие, так как это власть толпы, недальновидного демоса, а на деле безвластие, подготавливающее все условия для наступления тирании – наихудшей формы правления. Проблему “правильного” государственного устройства философ детально рассматривает также в другом своем большом сочинении – «Законы».
|