Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Платона о государстве



9. Идеализм Платона

Не забудем, что в глазах Платона истинный идеал реальнее ложной действительности. Он обладает высшею правдой сам по себе, независимо от того, осуществлен ли он в действительности, или существует только "в небесах"; он один естестественен, вытекая из истинной природы человека. Если действительные гос-ва не согласны с этим идеалом, тем хуже для них: заключая в себе нечто противное разуму, правде, природе человека, они осуждены на гибель. И сила Платонова "государства" – именно в его совершенном единстве. Одна тысяча "стражей" есть уже самое сильное изо всех войск, как по своей дисциплине, по своей военной специализации и подготовке, так и потому, что она всегда найдет себе союзников, уступая им военную добычу или опираясь на какую-либо из враждующих партий в неприятельском государстве. Впрочем, Платон мечтает об объединении эллинов для совместного военного предприятия против "варваров". Рабами могут быть только варвары, а не эллины.

В средневековом строе Европы мы находим троякое деление об-ва, соответствующее мысли Платона; духовенство, провозгласившее себя единым носителем бож. правды, требовавшее безусловного подчинения себе светского меча. Место 2-го класса заняли светские владыки, рыцари и князья, сознававшие себя слугами духовной власти; наконец, вся остальная масса народа представляла из себя низший класс, деятельность которого исчерпывалась торговлей, промышленностью и земледелием.

Учения о формах государственного управления


1. Виды правления

В зависимости от обеспечения принципа справедливости государство может быть “правильным” (аристократия и монархия) или “неправильным” (тимократия, олигархия, демократия, тирания). Ближе всего к “правильному” типу аристократия, где власть принадлежит «аристократам духа», мудрецам. Это может быть аристократическая республика или аристократическая монархия.

2. Монархия

Свое идеальное гос-во Платон называет монархическим, в нем правит одно, разумное начало (Такие гос-ва С. Франк называет монократическими по имени формы власти – “монократии”. У Платона монократией должна быть философская элита.). Устройство этого государства аристократично, т. е. основано на власти наилучших граждан. Единственным правильным государством является монархическое государство, в котором правят философы. Его Платон и хотел построить на Сицилии у Дионисия.

3. Неправильности

У неправильных государств есть свои причины возникновения. Если есть соперничество из-за собственности, то появляется частная собственность, появляются рабы – это гос-во уже неидеально, но еще не совсем плохое. Это тимократия – властью наиболее уважаемых граждан. Тимократический человек необразован, послушен власти, любит гимнастику, охоту, деньги, в нем господствует яростный дух. Но тимократия – лишь переходное явление в изображенном платоном круговороте типов государства.

Хотя правители еще признаются, все же благодаря растущему влиянию денег уже вырисовывается следующая форма государства – олигархия. В ней власть отождествляется с собственностью, у власти окажутся наиболее богатые люди. В этой уже далекой от идеального гос-ва деградировавшей форме гл. роль играет богатство: "...в таком соотношении находятся богатство и добродетель, что, положи их на разные чаши весов, одно всегда будет перевешивать другое". Олигархия – власть немногих, у которых скапливается большое кол-во богатств. Они начинают почитаться в государстве, где нажива и деньги ценятся больше, чем добродетель. В олигархическом человеке господствует яростный, а не разумный дух, так как этим гос-вом управляют не способные, а богатые.

Богатые тратят деньги на что угодно, только не на оружие, в таком гос-ве растет преступность, и оно вырождается в демократическое. Люди, лишенные власти из-за малого размера их собственности, силой устанавливают демократию. В нем бедняки разгоняют богачей, власть распределяется по жребию. Здесь полная свобода, человек может не править, не подчиняться, а обнаруживать свое расположение к толпе. В дем. человеке берут верх вожделение, распутство, разнузданность, бесстыдство.

В таком государстве, в конце концов, кто-то захватывает власть и устанавливается тирания. Это – наихудшая форма правления, поскольку тиран уничтожает врагов, ведет войны, ненавидит мужественных, великодушных, умных и богатых.

Т. обр., “неправильные” государства (по нисходящей) – тимократия – власть военной знати, т. е. власть, основанная на добродетелях аффективной части души; олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с чувственной частью души; демократия – она вызывает у Платона особое неприятие, так как это власть толпы, недальновидного демоса, а на деле безвластие, подготавливающее все условия для наступления тирании – наихудшей формы правления. Проблему “правильного” государственного устройства философ детально рассматривает также в другом своем большом сочинении – «Законы».

Разместил: Платоник Дата: 21.03.2009 Прочитано: 37425
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы