Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1133
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Взаимоотношение философии и частных наук в атомизме

Понимание проблемы взаимосвязи философского и специально-научного знания у атомистов развивалось и углублялось одновременно в двух противоположных, диалектически связанных между собой направлениях: с одной стороны, в смысле более определенного, строгого и глубокого уяснения различий и особенностей, присущих философским принципам и специально-научным теоретическим построениям, а с другой — в смысле более глубокого и универсального понимания внутренней, органической связи этих различных типов знания.

Характеризуя это углубление понимания различий между философским и частнонаучным знанием, необходимо отметить следующее. Во-первых, осознание этих различий выразилось у атомистов в том, что они, как и большинство предшествовавших им мыслителей-натурфилософов, дают разные названия философским и частнонаучным сочинениям.

Во-вторых, это, казалось бы, чисто внешнее разграничение сочинений философского характера и специально-научных работ основывалось у Демокрита на достаточно ясном и глубоком понимании различной степени существенности, глубины и универсальности философского и частнонаучного знания. Он ясно осознавал преимущество философского мышления перед познавательной деятельностью, направленной на выработку знания для различных частных, специальных целей и задач. Как свидетельствует Стобей, Демокрит считал, что «много многознаек не имеет разума» и «надо стремиться к многомыслию, а не к многознанию». Убеждение в преимуществе философского постижения природы перед простым накоплением массы частных сведений специально-научного характера в той или иной мере было свойственно фактически всем древнегреческим мыслителям. Оно нашло свое выражение в знаменитых афоризмах Гераклита: «Многознание не научает быть умным, иначе бы оно научило Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея» и «Очень много должны знать мужи-философы» .

В-третьих, в отличие от Гераклита, в значительной мере игнорировавшего необходимость выработки наряду с общефилософским знанием знания частнонаучного характера, атомисты и прежде всего Демокрит не только разработали универсальные философские принципы, но и серьезно занимались частнонаучными исследованиями. Причем в изучении самых различных по своему характеру частных явлений природы Демокрит впервые стал использовать важный в логическом отношении познавательный прием — определение природы рассматриваемого явления. Как свидетельствует Аристотель, «первым стал давать научные определения Демокрит, при Сократе же это получило дальнейшее развитие».

Атомистами впервые был сформулирован в универсальном виде принцип причинности, и не просто сформулирован, но и последовательно применен при объяснении самых различных явлений. Если принцип причинности лишь использовался всеми предшествующими древнегреческими натурфилософами, то у Левкиппа и Демокрита он подвергся специальной философской рефлексии, благодаря которой было выявлено как универсальное значение принципа причинности, так и его существенное теоретическое содержание, позволяющее не только вырабатывать подлинно научное знание, но и отличать последнее от обыденного знания, приобретаемого в простом, некритическом опыте.

Однако атомисты и прежде всего Демокрит не сделали при этом последнего логического шага, а именно не провели последовательно и строго различие между первой причиной, началом философского характера, получившим впоследствии название-принципа, и ближайшей причиной, характеризующей то или иное явление в его своеобразном существовании. (Это было сделано Аристотелем.) Введение атомистами универсального принципа причинного объяснения различных частных явлений природы наряду с их стремлением формулировать общие определения исследуемых частных явлений свидетельствует и о более высокой ступени зрелости их специально-научных познаний, непосредственно подводящей к более общей и глубокой трактовке формы взаимосвязи частнонаучных познаний с универсальными философскими принципами.

Разместил: Атомист Дата: 03.10.2010 Прочитано: 14249
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы