Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения |
---|
Оригинальность эстетики Канта во многом обусловлена его общей методологией рассмотрения взаимодействия субъекта и объекта в их теоретическом, практическом и эстетическом отношениях к действительности.
Нарушая предшествующую традицию, Кант в теории познания исходил из принципа, согласно которому не объекты определяют формы их восприятия человеком, а, наоборот, природа познавательных способностей человека обусловливает способ, которым объект воздействует на него, является ему и мыслится им. Но стремясь выявить первостепенную роль активности субъекта в его отношениях к объектам познания, Кант рассматривал познание вне общественной практики и истории его возникновения как в общем плане, так и в частностях.
И тем не менее, несмотря на эту односторонность Канта при рассмотрении основополагающей роли деятельности в познании, его философия открывала широкие возможности для исследования внутреннего мира человека, его структуры и функций.
Как уже говорилось, “Критика способности суждения”, в которой рассматривались проблемы эстетической деятельности, завершала построение кантовской системы исследования способностей человека. Целью ее было объединение мира природы и мира свободы, которые, по признанию Канта, оказались отделены друг от друга глубокой пропастью. Но в ходе выполнения этой задачи Кант вынужден был решить проблему специфики способности суждения вообще и эстетической способности суждения в частности, так как прежде чем установить, что объединяет способность суждения с рассудком и разумом, необходимо было точно установить то, что ее с ними разъединяет. А так как самыми существенно важными свойствами рассудка и разума являются их априорные (полученные до и независимо от опыта) принципы, делающие их самостоятельными, то вопрос о специфике способности суждения, по Канту, заключается в определении того априорного принципа, на основе которого функционирует способность суждения. Этой проблеме и посвящена значительная доля “Критики способности суждения”
Но еще на основе двух предшествующих “Критик”) Кант установил, что способность суждения не является самостоятельной познавательной способностью, ибо “она в отличие от рассудка не дает понятий, а в отлично от разума не дает идей о каком-либо предмете...” (о, 107). Каковы же тогда функции способности суждения? В зависимости от условий познания они различны. А именно если дано общее — принцип или закон, то способность суждения подводит под него особенное (частный, эмпирический закон) та. определяет его. Такое суждение называется определяющим и находится в подчинении у рассудка, а следовательно, не имеет априорных принципови не самостоятельно.
| |
|