Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения



Таким образом, качественный анализ, проделанный философом, установил, что удовольствие, связанное с суждением вкуса, свободно от всякого интереса. Этим оно отличается от приятного, выражающего желание обладать предметом, от полезного и морально доброго, также связанных с существованием и назначением оцениваемых предметов. “...Суждение вкуса есть чисто созерцательное (contemplativ) суждение, т. е. такое, которое, будучи безразличным к существованию предмета, лишь связывает его свойства о чувством удовольствия и неудовольствия”
Специфика удовольствия, связанного с суждением вкуса, становится еще более очевидной после количественного анализа удовольствия в соотношении с приятным и хорошим. Эстетическое удовольствие отличается от приятного тем, что оно основывается не на личном чувстве, а требует при оценке прекрасного согласия всех. Социальный момент здесь подчиняет индивидуальные склонности. От хорошего эстетическое удовольствие отличается тем, что притязает на единодушие оценок предмета без помощи понятия о нем.
На чем же основана тогда всеобщность суждения вкуса? Ответ на это связан с разрешением вопроса о том, что первично — суждение вкуса о предмете или чувство удовольствия, вызываемое им. Если предположить, что суждение вкуса основывается на чувстве удовольствия идя неудовольствия, рассуждает Кант, то “такого рода удовольствие было бы только приятностью в чувственном ощущении и поэтому могло бы по своей природе иметь лишь частную значимость, так как оно зависело бы непосредственно от представления, с помощью которого предмет дается”. Поэтому единственно возможным субъективно всеобщим является, по Канту, душевное состояние или состояние чувства свободной игры познавательных способностей, возникающее при восприятии предмета. “Всеобщей сообщаемостъю” это состояние согласованности и игры воображения и рассудка обладает потому, что только при этом предварительном условии возможно познание вообще. “Но если познания должны быть годными для сообщения, то и душевное состояние, т. е. расположение познавательных сил к познанию вообще, а именно пропорция, нужная им для того или иного представления (посредством которого нам дается предмет), чтобы сделать из него познание,— также должно обладать всеобщей сообщаемостью, ибо без нее как субъективного условия познания не могло бы возникнуть и познание как действие”,—писал Кант. Отсюда единственным определяющим критерием эстетического суждения или вкуса является свободная игра познавательных способностей, субъективно ощущаемая как чувство удовольствия.
В таком случае реакция аппарата познания на предмет пли представление его “предшествует [чувству] удовольствия от этого предмета и служит основанием этого удовольствия от гармонии познавательных способностей...”. Как видим, при решении вопроса о детерминации эстетического чувства Кант отдает решающее предпочтение всеобщей социальной деятельности человека, каковой, безусловно, является процесс познания.

Разместил: Немецкий философ Дата: 13.01.2011 Прочитано: 36983
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 >>

Дополнительно по данной категории

10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта
28.09.2010 - Кант о природе и функции искусства

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы