4. Естественность рабовладения
Для внутреннего устройства общества аристотель считает безусловно необходимым рабство, считая, что оно свойственно человеку по природе, и неравенство вообще (напр, между мужем и женой), которые он также считает естественными установлениями. Варвар, по определению, есть раб, а эллин – человек свободный. Но среди свободных мужчин должно царить равенство.
Рабовладение Аристотель считал естественным состоянием организации общества, поскольку, по его мнению, некоторые существа от рождения предопределены к подчинению, а другие – к господству.
5. Эмпирический поход
По Аристотелю, для построения нормального государства не требуется революционного разрушения существующего государства и переделки реального человека. Не надо разрушать, а надо брать всё таким, каким оно создано по природе. В погоне за “абсолютно наилучшим” строем не надо упускать возможность просто хорошего.
В противовес Платону "эмпирик" Аристотель значительную часть своих сведений извлекает из сравнительных исследований. Так ему приписывают анализ 158 форм государственного устройства; правда, из этого сочинения сохранился только фрагмент – «Афинская полития». Кроме того, учитель и ученик не сходны в объеме своего реализма. платон разрабатывает свое государство в сфере идеального, Аристотель – возможного. "Следует не упускать из виду не только наилучшее государство, но и возможное".
6. Общественный утилитаризм Аристотеля
Идеальным философ считал такое государство, которое обеспечивает счастливую жизнь для наибольшего числа свободных граждан.
7. Естественная склонность к общности
В отличие от платона, аристотель усматривает причины возникновения государства не в стремлении индивидов компенсировать свою слабость, объединяясь друг с другом, а в их естественной склонности к общности. Классическим стало его высказывание: "Человек – по природе существо общественное". Язык для аристотеля – также указание на то что человек ориентирован не просто на выживание, но на общность, в рамках которой следует договориться о том, что считать полезным, добрым и справедливым.
Человек живет не для себя одного, но по природе создан для общественной жизни, половые и кровные связи, язык, врожденные нрав. инстинкты связывают его с другими людьми. Он нуждается в них и для наиболее успешной защиты от опасностей, и для удовлетворения насущных нужд, а также и просто для удовлетворения своих соц. инстинктов. Человек нуждается в общении с подобными себе не только для поддержания и улучшения своей телесной жизни, но также и потому, что лишь в чел. обществе возможно хорошее воспитание и упорядочение жизни правом и законом.
Цель совершенного общества – не исключительно экономическая. Государство, по Аристотелю, не есть экономическая ассоциация, и цель, которую оно преследует, не заключается в охране частных интересов; его цель есть высшее благо вообще, счастье граждан в совершенном общежитии, общение в счастливой жизни. Поэтому цель государства заключается не в завоеваниях или войнах, но в добродетели граждан и совокупности всех средств, необходимых для ее осуществления; как и у Платона, гуманное воспитание граждан в добродетели является главной задачей государства.
|