Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 988
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Аристотеля о государстве



8. Государство не имеет сущности

Аристотель порицает Платона за его стремление в "Государстве" к исключительному единству, ложному и неосуществимому в государстве. Только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное; оно состоит не только из многих членов, но и из различного рода членов. Государство перестало бы быть государством, если бы в нем могло осуществиться отвлеченное единство Платона. Аристотель указывает, что в своем коммунизме Платон уничтожает ряд нравственных факторов, ряд конкретных связей, на которых зиждется общество. Источник споров и распрей вовсе не уничтожается при учреждении коммуны, а, напротив того, усиливается общностью владения.

Аристотель указывает, что эгоизм естествененен, что в известных границах в нем нет ничего дурного; нормальная любовь к семье есть своего рода нравственное начало, на котором зиждется государство, источник радостей и дружбы. Человек по самой своей природе более заботится о своем, нежели об общем, – и потому, уничтожая семью и частную собственность, коммунизм ослабляет энергию сильнейших двигателей человеческой деятельности.

Государство как власть закона


1. Государство как бесстрастный разум

Государственное устройство предполагает власть закона, который Аристотель определял как порядок и «бесстрастный разум». При этом законы управляют вообще, а каждое дело в отдельности решается в соответствии с законом наличной государственной властью.

Государство строится по принципу подчинения одних частей другим. По этому принципу Аристотель проводит классификацию типов государства. Государство делится по:

– количественному принципу (кто правит – большинство или меньшинство);

– качественному принципу (правильное и неправильное государство);

– имущественному принципу (кто правит – богатые или бедные).

Так как богатых всегда меньшинство, третий принцип совпадает с делением по количественному принципу.

2. Взаимодействие граждан и государства

Главная цель государства, по определению Аристотеля, состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. От граждан же требуется деятельно участвовать в делах государства, всемерно способствуя его совершенствованию. Настоящее искусство также призвано служить государству.

Аристотелевская классификация типов государства


1. Принцип классификации

Не соглашаясь с платоновским проектом идеального государства, Аристотель произвел собственную классификацию типов политического устройства. Он различал 3 правильные и 3 искаженные формы государства.

Принцип деления на правильное и неправильное гос-ва Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы дать людям счастье. В государстве есть законы, а власть предержащие обязаны применять эти законы в защиту государства и его граждан. Гражданином же является тот, кто выполняет основные функции государственного устройства, т. е. участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому государства могут существовать во благо гражданам или во благо власть предержащим.

2. Правильные государства

К правильным Аристотель относил монархию, аристократию и политию (республику). Проводя их сравнительную оценку, он пришел к выводу, что самое лучшее государственное устройство то, в котором все эти 3 элемента гармонически соединены. При нарушении меры хорошие формы переходят в плохие: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию.

Разместил: Античный философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 44482
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.12.2011 - Аристотелевская концепция ступеней познания
04.12.2011 - Философское учение Аристотеля
03.12.2011 - Перводвигатель Аристотеля
03.03.2011 - Классификация наук Аристотеля
02.03.2011 - Диалектика Аристотеля

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы