8. Государство не имеет сущности
Аристотель порицает Платона за его стремление в "Государстве" к исключительному единству, ложному и неосуществимому в государстве. Только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное; оно состоит не только из многих членов, но и из различного рода членов. Государство перестало бы быть государством, если бы в нем могло осуществиться отвлеченное единство Платона. Аристотель указывает, что в своем коммунизме Платон уничтожает ряд нравственных факторов, ряд конкретных связей, на которых зиждется общество. Источник споров и распрей вовсе не уничтожается при учреждении коммуны, а, напротив того, усиливается общностью владения.
Аристотель указывает, что эгоизм естествененен, что в известных границах в нем нет ничего дурного; нормальная любовь к семье есть своего рода нравственное начало, на котором зиждется государство, источник радостей и дружбы. Человек по самой своей природе более заботится о своем, нежели об общем, – и потому, уничтожая семью и частную собственность, коммунизм ослабляет энергию сильнейших двигателей человеческой деятельности.
Государство как власть закона
1. Государство как бесстрастный разум
Государственное устройство предполагает власть закона, который Аристотель определял как порядок и «бесстрастный разум». При этом законы управляют вообще, а каждое дело в отдельности решается в соответствии с законом наличной государственной властью.
Государство строится по принципу подчинения одних частей другим. По этому принципу Аристотель проводит классификацию типов государства. Государство делится по:
– количественному принципу (кто правит – большинство или меньшинство);
– качественному принципу (правильное и неправильное государство);
– имущественному принципу (кто правит – богатые или бедные).
Так как богатых всегда меньшинство, третий принцип совпадает с делением по количественному принципу.
2. Взаимодействие граждан и государства
Главная цель государства, по определению Аристотеля, состоит в том, чтобы придать гражданам хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно. От граждан же требуется деятельно участвовать в делах государства, всемерно способствуя его совершенствованию. Настоящее искусство также призвано служить государству.
Аристотелевская классификация типов государства
1. Принцип классификации
Не соглашаясь с платоновским проектом идеального государства, Аристотель произвел собственную классификацию типов политического устройства. Он различал 3 правильные и 3 искаженные формы государства.
Принцип деления на правильное и неправильное гос-ва Аристотель основывает на том, что государство нужно для того, чтобы дать людям счастье. В государстве есть законы, а власть предержащие обязаны применять эти законы в защиту государства и его граждан. Гражданином же является тот, кто выполняет основные функции государственного устройства, т. е. участвует в законодательной, административной и судебной жизни и молится установленным в государстве богам. Поэтому государства могут существовать во благо гражданам или во благо власть предержащим.
2. Правильные государства
К правильным Аристотель относил монархию, аристократию и политию (республику). Проводя их сравнительную оценку, он пришел к выводу, что самое лучшее государственное устройство то, в котором все эти 3 элемента гармонически соединены. При нарушении меры хорошие формы переходят в плохие: монархия – в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – в демократию.
|