Из 3 "правильных" форм Аристотель принципиально не предпочитает ни одной. Наиболее реализуемой и стабильной является полития (умеренное народовластие). Это – форма, смешанная из лучших сторон других форм и соответствующая сформулированному этикой принципу добродетели как середины между 2-мя крайностями: «Наилучшим является тот государственный строй, основу которого составляет среднее сословие, ... имеющее решающее значение и потому препятствующее перевесу одной из крайностей». В остальном на основе исторического анализа Аристотель делает вывод, что в каждом отдельном случае лучшим будет тот строй, который наиболее соответствует стране и потребностям ее граждан.
3. Неправильные государства
Есть и неправильные (выродившиеся) государства – те, где власти существуют сами для себя. Монарх может стать тираном, использующим власть для себя. Аристократия может стать олигархией, когда кучка богатых приобретает власть и использует ее, чтобы увеличить свои собственные богатства за счет др. граждан. Бывает и так, что власть захватывает толпа (охлос), не управляемая никаким началом, которая может лишь разрушать (анархия).
Причем и Аристотель признает переход одних в другие: монархии – в тиранию; аристократии – в олигархию; народовластия – в демократию. Каков будет порядок правления, зависит от числа обладателей власти: одного – немногих – всех.
4. Обзор конституций
Аристотель делает общий обзор различных конституций. Самым лучшим управлением должна быть монархия, когда управляет достойный человек. Но найти такого человека трудно во все времена. Аристотель это фиксировал и, поэтому, предлагал демократическо-аристократический вариант управления государством (как у нас выборная демократия). Античная демократия предусматривала, что все свободные люди путем ротации участвуют в государственных функциях: поуправлял – ушел, и так все. А выборная демократия предлагает: все люди участвуют в выборах и выбирают управляющих.
По замыслу Аристотеля граждане участвуют в управлении, в суде, в войске; но из числа полноправных граждан исключаются купцы, ремесленники, земледельцы. Ремесло и торговля для Аристотеля – низкие занятия, несовместимые с политической добродетелью; земледелие также отнимает необходимый для нее досуг. Поэтому земля обрабатывается рабами или оброчными периэками, а недвижимая собственность находится частью в руках гос-ва, частью в руках полноправных граждан, чтобы они имели нужный достаток для развития в себе добродетели и для попечения о гос-ве. С др. стороны, эти граждане воспитываются государством; Аристотель развивает подобный педагогический проект общественного воспитания граждан, сходный во многом с проектом Платона.
Правильным Аристотель считает государство, в котором один правитель (монарх) все свои силы употребляет во благо своих граждан. Такие государства существуют крайне редко, гораздо чаще существуют государства, в которых правят достойные люди, составляющие меньшую часть, – аристократия. Республика (полития) – это государство, которым управляет большинство людей. Этому большинству обязано подчиняться меньшинство, даже если оно с чем-то не согласно.
|