Но не только в самом разуме есть способность непосредственного восприятия общих начал, но и во всех наших восприятиях присутствует первичная логическая деятельность (первичная рационализация), потому что в моих ощущениях, даже в частных впечатлениях, я воспринимаю иногда общие свойства вещей (напр., цвет, запах). Когда я ощущаю какую-нибудь вещь, я воспринимаю известную совокупность ее свойств (напр., что оно – красное, жесткое, теплое или холодное).
Эти свойства суть нечто общее, заключающееся в данном частном предмете; так что ощущение наше направляется не только на данный единичный предмет, но и на то общее, что в нем заключается. Я воспринимаю, напр., красный цвет в данном цветке; при восприятии ощущение задерживается, и отсюда возникает память: предмет исчез, но ощущение остается. Я воспринимаю другой цветок, подобный первому... Таким путем через посредство памяти возникает отвлечение, образуясь из ощущений. Разум при ощущении не остается чисто пассивным: ощущение является результатом самостоятельной психической реакции на внешнее возбуждение; результатом этой же психической реакции при последовательном повторении является память, а через нее – постепенное обобщение.
В памяти остается образ, восприятие повторяется, составляется общий образ, в котором как бы сливаются общие черты всех отдельных восприятий. Все это происходит не без участия души. Потом душа уже различает предметы по их общим свойствам. Т. обр., опыт не есть источник знания, но необходимое условие познания. Разум постепенно познает всеобщее, доходит до понятий, порождая сначала эмпирическое познание, затем искусство, науку и, наконец, достигает познания высших начал. Аристотель учит, что всякое познание начинается с ощущения, проходит через различные ступени и возвышается до философского знания.
Таким путем Аристотель стремился согласовать эмпиризм с рационализмом: вопрос об отношении частного к общему и в умозрении является одним из основных вопросов его метафизики.
3. Знание как знание общего
Истинное познание, по Аристотелю, направлено на исследование сущности вещей, их общих причин и общих свойств. Тот истинно знает, кто понимает причины явлений и может предсказать их с точностью и достоверностью. Истину знает тот, кто понимает частное из общего, может выводить условное из безусловного, единичное из всеобщего. Итак, знание есть знание общего.
Но, с другой стороны, общее познается лишь из частного, сущность – из явлений, причины – из действий. Раз общее не существует само по себе (как у Платона), а лишь в частном, в явлениях, то только в них оно и познается. Т. обр.,
1) с одной стороны, совершенно достоверная наука есть дедуктивная, выводная. Элементы такого знания суть умозаключение, суждение и понятие. Знание всецело является системой понятий, которые сочетаются между собою по некоторым общим лог. законам, знание определяется всецело этими лог. законами, а также некоторыми не допускающими доказательства самоочевидными истинами. Значит, оно имеет внутри себя свое лог. основание, свой чисто рац. критерий: источник знания лежит не в ощущениях, не в отдельных восприятиях, из которых ничто всеобщее не может быть объяснено; источник знания заключается в самом разуме ("разум – начало знания"), в способности усматривать общее, мыслить общие понятия.
|