2) Но истинное знание положительно (не только логично, но должно соответствовать действительности).
Отсюда возникает философская задача, не решенная до наших дней. Как может познание удовлетворить этому двоякому требованию? Если знание чисто рационально по своей природе, то не должны ли мы стремиться построить науку чисто рациональным путем, дедуцируя ее из наиболее общих и отвлеченных понятий разума (как Декарт). А если знание должно быть положительно (т. е. соответствовать действительности), то не лежит ли его критерий вне области чисто логических понятий и отношений – в самой эмпирической действительности или в опыте, как это утверждают философы-эмпирики? В этой дилемме заключается требование согласовать умозрение с опытом.
4. Проблемы познания
С одной стороны, Аристотель верит, что материальный мир существует реально, никакого отдельно существующего мира идей не существует. С другой стороны, он считает невозможным научное знание о единичном, о преходящем. Знание может быть только об общем. Тем более что это знание – необходимое знание. Знание, которое истинным было в прошлом, истинно сейчас и таковым будет в будущем. Как примирить существование единичных предметов и общего знания? – именно эта проблема является осн. проблемой гносеологии Аристотеля.
Для понимания гносеологии Аристотеля вспомним его психологию (учение о душе). Познание начинается с восприятий органов чувств. Человек стремится к знаниям, животное стремится к чувственным восприятиям, но сами по себе такие восприятия не дают знания. Для того чтобы были знания нужна память, где восприятия накапливаются в душе. Так человек приобретает знания. Опыт – это многие воспоминания об одном и том же предмете. Например, врач лечит не болезнь, а Сократа, т. е. единичный предмет. Через опыт у людей возникает искусство. Искусство – некоторое знание об общем, и отличается оно от науки не по гносеологическому признаку, хотя искусство менее ценно, чем наука.
Накопленный опыт обрабатывается посредством общих понятий – возникает общее знание. Тогда человек может применять это знание к общим научным положениям. При посредстве чувственного познания постигаются не только чувственные предметы. Органы чувств, воспринимая данные о внешнем мире, воспринимают не сам единичный предмет. «Иначе само ощущение было бы тождественным с ощущаемым», – пишет Аристотель в трактате «О душе». И само ощущение было бы, напр., желтым или пространственным. Но ощущение не обладает характеристиками цвета, пространственности, веса, так как при ощущении человек воспринимает форму предмета без его материи. Эта функция отсутствует у растительной души, она функция только животной души.
У растений нет органов чувств и нет средоточия. Аристотель не развивает этот термин. (Позднее лишь Плотин возьмет это за одно из положений своей философии). Средоточие – общее чувство. В трактате «О душе» Аристотель спрашивает себя, почему человеку нужно несколько чувств, и дает ответ: чтобы иметь больше представлений об одном и том же предмете.
|