Греческий стоицизм
1.
Стоики также очень много занимались формальной логикой и грамматическими исследованиями, в которых почти вся терминология создана ими. Лог. знание развивается непосредственно из телесного аффекта ощущения, имея с ним один общий корень – духовный и физический. Представления суть впечатления, отпечатки, производимые в душе вещами; из них наш разум естественно образует понятия, – при повторении однородных впечатлений поверяя их одни другими. Критерием истины наших представлений и понятий является их очевидность, заставляющая нас соглашаться с ними; или, что то же, таким критерием служит непосредственное сознание реальности, соответствующей отдельным представлениям. Как ни наивна такая теория познания сравнительно со сложными и запутанными учениями Платона и Аристотеля, она подкупала своей простотой и цельностью основной своей идеи, своим сочетанием крайнего наивного реализма с решительным рационализмом.
Исходя из основных убеждения в единстве разума и материи, стоики, естественно, могли мирить такой рационализм с сенсуализмом, признавая непосредственную разумность самих ощущений. Поэтому нас не должно удивлять видимое противоречие ист. свидетельств, из которых одни утверждают, что отец стоицизма, Зенон, признавал критерием истины ощущения, а другие – что он видел такой критерий в "правильном разуме". Стоиков любят делать эмпириками или сенсуалистами, забывая их метафизический реализм. Правда, они признают, что знание образуется из ощущений: вместе с эпикурейцами они видят в общих понятиях лишь результат многократных повторений опыта, причем "всеобщие истины" также получают эмпирическое объяснение, являясь лишь "предварением" частных случаев. Но, с другой стороны, не следует упускать из виду, что самые воззрения стоиков на ощущения существенно отличаются от воззрений совр. сенсуализма. Под ощущением разумеются прежде всего сами чувства в их способности, точно так же, как и в их деятельности; эти чувства суть также "тела" или материи своего рода, органы "господствующей" части души, ее пневматические разветвления, как бы ее щупальца. Сами по себе эти чувства непогрешимы: они ощущают то, что они ощущают; но представления, вызываемые их впечатлениями нашей душе, могут быть истинны или ложны, т. е. соответствовать или не соответствовать вещам, как это показывает опыт. Истинные представления, в которых заключается критерий наших знаний, – те, которые возникают в господствующей, разумной части нашей души, вынуждая ее согласие. Такие представления Зенон и называет "схватывающие представлениями". В них совпадает чувственное и рациональное начало, точно так же, как субъект и объект, ибо они обнимают или понимают в себе свой предмет.
С т. зр. стоического монизма, это – совершенно последовательно; непонятно только, как могут существовать неразумные, нелогичные, ложные представления, раз все существующее, все материально, разумно в своей основе. Такие ложные представления могут объясняться психологически – из опыта, но из начал стоицизма как философии объяснены быть не могут.
Теория познания стоиков, разработанная ими крайне тщательно в борьбе с другими школами, представляется упрощенным преобразованием учения Аристотеля в смысле монизма. Она естественно связана с "физикой" стоиков, точнее – с их метафизикой.
2.
Но что понимать под природой более конкретно? Естественный ход вещей они отождествляли с разумным ходом: отождествляли fusiV и logoV. Такое отождествление станет потом типичным в истории европ. философии – отождествление «естественного» и «разумного». Иногда эти вещи противопоставляется, потому что разум считается чисто чел. функцией, и человек противопоставляется природе. Так что такое фил. отождествление стоиков носило принципиальный характер. Это – вера: что все наши разумные рассуждения совпадают с ест. ходом вещей. По сути дела, это уже метафизика – подчинение ест. ходу вещей (он же – разумный). Понятие о Логосе потом перешло к христианам именно от стоиков (ев. от Иоанна).
Логика у стоиков есть исследование слова («логос» – слово). Стоики разработали искусство определения, риторику, силлогистику, но больше всего уделяли внимание грамматике и учению о знаках – семиотике (греч. semeion – знак, Пирс и Моррис, 1938). Философия языка стоиков занимается проблемой возникновения слов (этимологией). Стоики убеждены в том, что надо вскрывать происхождение каждого слова. Так, родит. падеж от имени Зевс (Дзенбс) они производят от "дзен" ("жить").
|