За 14 веков из небольшой группы Аравии община преврати-лась в многомиллионную массу людей разных национальностей, раз-ных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога – Аллаха – выражено во многих формулах, хо-рошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской ар-хитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар» – «Ал-лах самый великий!» и т.д.
По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, – «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль – китаб, т.е. «люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников – Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. По-этому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка, с божьим словом – Кораном. Это была как бы последняя попыт-ка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем лю-дям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образован-ный и неграмотный. Полтора столетия с начала XIX до второй поло-вины XX вв. явились важным переломным моментом в эволюции ис-лама. Изменения в социально-экономических структурах стран Вос-тока, становление нового класса – национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма – все это в совокупности не могло не повлечь за собой пе-ремены во взглядах как на роль ислама в обществе, так и в самой ис-ламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям, начавшимся в середи-не XIX в. и продолжающийся и поныне, многие исследователи обо-значают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципи-ально отличен от реформации христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых, “мусуль-манская реформация” выражалась, прежде всего, в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собствен-но богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в исламе.
Существенные изменения претерпела мусульманская судеб-ная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере – сама система мусульманского права:
происходило постепенное ограничение юрисдикции шариат-ских судов;
к середине XIX в. на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее).
Одновременно с этим осуществляется кодификация норм му-сульманского права (свод положений ханафисткого права – Манджалла – был составлен в 1869-1876 гг.), в ряде стран вводятся уголов-ные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской импе-рии.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью но-вого осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Од-нако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это от-разилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или гре-ховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой – в связи с шариат-ским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтий Мухаммад Абдо в 1899 г. издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не отно-сятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала при-ведению существовавшей системы в соответствие с интересами на-циональной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предприниматель-ства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некото-рых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, нередко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшие-ся как продолжение средневековой традиции создания мусульман-ских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капитали-стический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получило новое осмысление традиционное положение ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широ-кое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национа-лизм, сторонники которого выступают за обособление мусульман-ских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойствен-ный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способст-вовали развитию национально-освободительного движения, с другой – в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакци-онных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX вв.
В этот период религиозно-обновленческие процессы в исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского на-правления высказывались за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противо-стояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и цен-ностей раннего ислама, противясь нововведениям западного образца.
|