Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

Философская проблематика

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Происхождение и распространение



За 14 веков из небольшой группы Аравии община преврати-лась в многомиллионную массу людей разных национальностей, раз-ных языков, разных социальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога – Аллаха – выражено во многих формулах, хо-рошо известных всем мусульманам и часто повторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянно встречающихся в изящной вязи арабского письма, на памятниках мусульманской ар-хитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар» – «Ал-лах самый великий!» и т.д.
По мусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, – «неверные», среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль – китаб, т.е. «люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что и мусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников – Моисея (Мусу), Иисуса (Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чему те учили. По-этому Аллах и направил людям Мухаммеда, своего последнего пророка, с божьим словом – Кораном. Это была как бы последняя попыт-ка наставить людей на праведный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конец мира и Суд, когда всем лю-дям будет воздано по их делам – они попадут в райские сады или в адский огонь.
Эти основы религии знает всякий мусульманин, и образован-ный и неграмотный. Полтора столетия с начала XIX до второй поло-вины XX вв. явились важным переломным моментом в эволюции ис-лама. Изменения в социально-экономических структурах стран Вос-тока, становление нового класса – национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма – все это в совокупности не могло не повлечь за собой пе-ремены во взглядах как на роль ислама в обществе, так и в самой ис-ламской мотивации новых религий общественного бытия.
Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческим условиям, начавшимся в середи-не XIX в. и продолжающийся и поныне, многие исследователи обо-значают термином “мусульманская реформация”, хотя он принципи-ально отличен от реформации христианской. Отличие заключается, во-первых, в том, что эти процессы происходили в различные эпохи, в различных конкретно-исторических условиях. Во-вторых, “мусуль-манская реформация” выражалась, прежде всего, в пересмотре (или попытке пересмотра) религиозных мотиваций различных аспектов светской жизни и лишь в незначительной мере затрагивала собствен-но богословские вопросы. В-третьих, отсутствие в исламе института церкви и духовенства, аналогичных христианским, наложило весьма существенный отпечаток на характер реформ в исламе.
Существенные изменения претерпела мусульманская судеб-ная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере – сама система мусульманского права:
происходило постепенное ограничение юрисдикции шариат-ских судов;
к середине XIX в. на территории Османской империи были окончательно разграничены сферы компетенции шариатских и светских судов (процесс этот начался значительно ранее).
Одновременно с этим осуществляется кодификация норм му-сульманского права (свод положений ханафисткого права – Манджалла – был составлен в 1869-1876 гг.), в ряде стран вводятся уголов-ные кодексы и другие правовые документы, не предусматриваемые шариатом. Определенные изменения роли ислама в общественной жизни (хотя и весьма ограниченные) произошли в связи с реформами Мухаммада Али в Египте и политикой танзимата в Османской импе-рии.
Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью но-вого осмысления целого ряда традиционных положений ислама. Од-нако этот процесс оказался весьма болезненным и затяжным. Это от-разилось, в частности, в полемике по поводу допустимости (или гре-ховности) создания в мусульманских странах банковской системы. Полемика разворачивалась, с одной стороны, вокруг положения о взимании ссудного процента (риба), а с другой – в связи с шариат-ским запретом на омертвение капитала. Наиболее ярко выраженную форму она приобрела в Египте, где муфтий Мухаммад Абдо в 1899 г. издал фатву, разъяснявшую, что банковские вклады и взимание с них процентов не являются ростовщичеством и, следовательно, не отно-сятся к категории осуждаемого риба. Эта фатва способствовала при-ведению существовавшей системы в соответствие с интересами на-циональной буржуазии.
Расширение практики капиталистического предприниматель-ства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шариатских положений (как в случае с риба), но и оживление некото-рых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, нередко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинной основе (торговые дома и финансовые предприятия исмаилитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшие-ся как продолжение средневековой традиции создания мусульман-ских торговых домов, но которые по сути своей имели уже капитали-стический или полукапиталистический характер.
Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получило новое осмысление традиционное положение ислама о единстве всех мусульман. Джамал ал-дин ал-Афгани сформулировал идею солидарности мусульман, вылившуюся затем в концепцию панисламизма и получившую широ-кое распространение по всему мусульманскому миру. Параллельно с панисламизмом, направленным на объединение всех мусульман на конфессиональной основе, развивается и мусульманский национа-лизм, сторонники которого выступают за обособление мусульман-ских общин от представителей других конфессий. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойствен-ный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способст-вовали развитию национально-освободительного движения, с другой – в конечном счете, оказывались орудием в руках наиболее реакци-онных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX вв.
В этот период религиозно-обновленческие процессы в исламе были связаны в первую очередь с проблемой освоения научно-технических достижений Запада. Сторонники реформаторского на-правления высказывались за модернизацию установлений ислама, тормозивших процесс внедрения достижений Запада. Им противо-стояли традиционалисты, выступавшие за возрождение норм и цен-ностей раннего ислама, противясь нововведениям западного образца.

Разместил: rat Дата: 28.03.2009 Прочитано: 17679
0
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

28.03.2009 - Мухаммед (Мухаммат, Магомет)
28.03.2009 - Основные источники вероучения ислама
28.03.2009 - Важнейшие догматы ислама
28.03.2009 - Культ ислама
28.03.2009 - Мечеть

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы