Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусуль-манские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть насе-ления – свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Аф-рики, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Се-негале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангла-деш, Индонезии и некоторых других. В ряде стран последователей ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии – почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гви-нея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупные по абсолютной численности мусульманские общины – в Ин-донезии, Индии, Пакистане и Бангладеш. Значительное число му-сульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Австралии, на островах Фиджи.
В 28 афро-азиатских государствах ислам признан государст-венной (или официальной) религией. Это Египет, Кувейт, Саудов-ская Аравия, Иран, Ирак, Пакистан и др. В некоторых странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская Рес-публика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Респуб-лика Мавритания и др.
Во многих странах распространения ислама действуют му-сульманские партии, играющие нередко важную роль в политике, на-пример Партия исламской республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.
В ряде стран распространены религиозно-политических орга-низации (в том числе и находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функциони-руют многочисленные религиозные учебные заведения (коранические школы, мусульманские университеты), исламские общества, миссио-нерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).
Продолжает сохраняться система мусульманского судопроиз-водства. Во второй половине 70-х – начале 80-х годов XX века дела-лись попытки возрождения некоторых норм шариата, ранее упразд-ненных на практике. Так, например, введение определенных мусуль-манским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских мо-нархиях.
В этот период также определенную роль в международных делах стали играть международные мусульманские организации, дей-ствующие как на правительственном, так и на неправительственном уровне. Наиболее значительная из них – Организация исламской конференции (Муназзамат ал-мутамар ал-ислами) – ОИК, созданная в 1969 г. и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Ор-ганизацию освобождения Палестины. Мусульманские страны пред-ставлены в ней главами государств и правительств. Свою деятель-ность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организа-ция по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политиче-ских решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистиче-ские лозунги, принимаются решения, направленные против междуна-родного империализма и сионизма, с другой – получают поддержку реакционные силы в странах распространения.
Среди неправительственных мусульманских международных организаций наибольшую активность проявляют Лига исламского мира (создана в 1962 г. в Мекке), Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская организация, Исламский совет Европы и др. Характерно, что в деятельности этих организаций реакционные эле-менты играют значительно большую роль, чем в деятельности ОИК. Их усилия направлены преимущественно на пропаганду и распро-странение ислама, организацию международных встреч религиозных деятелей, оказание помощи мусульманским общинам в различных странах.
Таким образом, успех ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными фактора-ми. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Му-хаммеда, вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традиции с решительными новшествами, принципиальность с гибкостью, “демократизм” с еди-новластием, мягкость с суровостью и решительностью.
Зеленков М.Ю
|