Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1005
Комментарии: 1

Философская проблематика

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Происхождение и распространение



По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация ислама (хотя на протяжении всей истории ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использова-нии исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко со-провождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также ак-тивизация участия в политической борьбе суфийских братств. На базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиознополитические движения, как, например, движение сануситов в Север-ной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX в. под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муминин. В конце XIX и, особен-но, в начале XX вв. большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которо-го вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционали-стами, и со сторонниками светских концепций общественного разви-тия. Одновременно начинает складываться и международное ислам-ское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 г. была создана первая международная мусульманская организа-ция Всемирный исламский конгресс (Му тамар ал-алам ал-ислами).
Качественно новый этап в истории ислама – вторая половина XX века.
Освобождение мусульманских народов от колониальной зави-симости, создание мировой системы социализма, углубление кризис-ных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской обществен-ной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистическо-го, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценно-стям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиоз-ные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, “исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу – бур-жуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства” подразумевают вопло-щение в современных условиях традиционной исламской модели по-литической организации общества, в котором в той или иной форме сочетались светская и духовная власти (при признании Аллаха в ка-честве единственного источника власти), осуществлялись бы прин-ципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и соци-ально-экономической доктрин классического ислама с учетом специ-фики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” – путем законодательного введения тех или иных норм (на-пример, в Пакистане – введение ушра и закята, исламизация банков-ской системы, в Иране – провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” – в результате давления религиозно-политических орга-низаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”.
Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочислен-ных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущест-венно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсче-там, общая численность мусульман на земном шаре достигает более 1 млрд. человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых бо-лее двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 про-центов населения этой части планеты, почти 30 процентов – в Африке (49 процентов населения континента). По прогнозам специалистов, в ближайшее время число приверженцев ислама возрастёт примерно на 30 процентов. В России ислам исповедует около 10 процентов ве-рующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.

Разместил: rat Дата: 28.03.2009 Прочитано: 17638
0
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

28.03.2009 - Мухаммед (Мухаммат, Магомет)
28.03.2009 - Основные источники вероучения ислама
28.03.2009 - Важнейшие догматы ислама
28.03.2009 - Культ ислама
28.03.2009 - Мечеть

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы