По мере развития национального самосознания и национально-освободительного движения все более отчетливо стала проявляться политизация ислама (хотя на протяжении всей истории ислам никогда не был оторван от политики), выражавшаяся в широком использова-нии исламских лозунгов в политической борьбе. Религиозно-политические движения, возникавшие в шиитской среде (например, бабизм), вели к отпочкованию “сектантских” общин, в суннитском же исламе они в большинстве своем не сопровождались пересмотром положений догматики. Антиколониальные выступления нередко со-провождались обращением к мессианским идеям, объявлением их лидеров махди. Для рассматриваемого периода характерна также ак-тивизация участия в политической борьбе суфийских братств. На базе некоторых из них возникают мощные новые исламские религиознополитические движения, как, например, движение сануситов в Север-ной Африке. С братством кадирийа тесно связано антиколониальное движение в Алжире в середине XIX в. под руководством Абд ал-Кадира, принявшего титул аимр ал-муминин. В конце XIX и, особен-но, в начале XX вв. большой размах по всему мусульманскому миру приобретает движение за реформацию ислама, представители которо-го вступают в острую полемику и с мусульманскими традиционали-стами, и со сторонниками светских концепций общественного разви-тия. Одновременно начинает складываться и международное ислам-ское движение, основанное на концепции исламской солидарности: в 1926 г. была создана первая международная мусульманская организа-ция Всемирный исламский конгресс (Му тамар ал-алам ал-ислами).
Качественно новый этап в истории ислама – вторая половина XX века.
Освобождение мусульманских народов от колониальной зави-симости, создание мировой системы социализма, углубление кризис-ных явлений в капиталистическом мире поставили принципиально новые проблемы перед представителями мусульманской обществен-ной мысли. Это отразилось, прежде всего, в широко развернувшейся борьбе вокруг проблемы выбора пути развития освободившимися странами, в ходе которой появляются многочисленные концепции так называемого “третьего пути”, отличного как от капиталистическо-го, так и от социалистического. Апеллируя к традиционным ценно-стям ислама, мусульманские общественные деятели (как религиоз-ные, так и светские) выдвигают тезис об исламском пути развития как о единственно приемлемом для стран распространения ислама. На его основе создаются концепции “исламского государства”, “исламского правления”, “исламской экономики”, “исламского социализма” и т.д., нередко существенно отличающиеся друг от друга в трактовках тех или иных вопросов, но имеющие общую социальную природу – бур-жуазную либо мелкобуржуазную.
Концепции “исламского государства” подразумевают вопло-щение в современных условиях традиционной исламской модели по-литической организации общества, в котором в той или иной форме сочетались светская и духовная власти (при признании Аллаха в ка-честве единственного источника власти), осуществлялись бы прин-ципы справедливого распределения доходов, регулирования экономики в соответствии с предписаниями шариата и т.д. В целом эти концепции представляют собой модернизацию политической и соци-ально-экономической доктрин классического ислама с учетом специ-фики развития конкретной страны. Мероприятия по их реализации и пропаганде, носящие название “исламизации”, осуществляются как “сверху” – путем законодательного введения тех или иных норм (на-пример, в Пакистане – введение ушра и закята, исламизация банков-ской системы, в Иране – провозглашение “исламского правления”), так и “снизу” – в результате давления религиозно-политических орга-низаций, среди которых наибольшую активность в этом направлении проявляют “Братья-мусульмане”.
Под “исламизацией” подразумевается и процесс расширения числа последователей ислама, происходящий в ряде стран Азии и Африки (прежде всего, в регионе к югу от Сахары), который нередко искусственно стимулируется активной деятельностью многочислен-ных миссионерских исламских центров, создаваемых преимущест-венно на средства нефтедобывающих государств Аравии.
Современный ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным подсче-там, общая численность мусульман на земном шаре достигает более 1 млрд. человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых бо-лее двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 про-центов населения этой части планеты, почти 30 процентов – в Африке (49 процентов населения континента). По прогнозам специалистов, в ближайшее время число приверженцев ислама возрастёт примерно на 30 процентов. В России ислам исповедует около 10 процентов ве-рующего населения: татары, башкиры, народы Северного Кавказа.
|