Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ГЁТЕ, Иоган Вольфганг Фон (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832)




Библиография Гёте

Основные сочинения:


«Ифигения в Тавриде» (1787);

«Римские элегии» (1788);

«Торквато Тассо» (1790);

«Метаморфоз растений» (1790);

«Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796);

«Фауст» (1808)[Вторая часть этого произведения была закончена в 1831 г. и опубликована посмертно];

«Мариенбадская элегия»;

«Волшебная флейта»;

«Учение о цвете»;

«Материалы для истории учения о цвете»;

«Западно-восточный диван» (1819) и др.

Большое Веймарское издание сочинений Гёте насчитывает 143 тома. Им написано 3150 стихотворений


Сочинения:


бäьђышїх йх№ъх, осшырѓьё-Рѓёурсх/ - Сф 1-40, бђѓђђур№ђ - В., [1902-1907];

Уюхђѕхё Яѕшыюёюяѕшх рѓё ёхшэхэ йх№ъхэ. - 2 Рѓєы. - Ыяч., 1922;

Üсх№ Ъѓэёђ ѓэф Ышђх№рђѓ№/ - В., 1953.

Эрђѓ№љшёёхэёїрєђышїх бї№шєђхэ. 5 Сфх. /ѕ№ёу. тюэ а. бђх№эх№. - Фю№эрї, 1982;


На русском языке:


Собрание сочинений. Т. 1-13. - Ь.-Л., 1932-1949;

Эккерман И. П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни /вступ. ст. В. Ф. Асмуса. - М.-Л., 1934;

Статьи и мысли об искусстве. М., 1936;

Гёте и Шиллер. Переписка (1794 - 1805). Т. 1.- М. – Л.: Рірфхьшр, 1937;

Избранные сочинения по естествознанию. – М., 1957;

Избранные философские произведения, 1964;

Собрание сочинений. Т. 1-10., 1975-1980.


Литература:


Белый А. Рудольф Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. - М., 1917;

Лихтенштадт В. О. Гёте. - П., 1920;

Луппол И. Мировоззрение Гёте //Под знаменем марксизма. – 1932. - № 5 - 6; Литературное наследство. Т. 4-6. - М., 1932;

Верцман И. Эстетические взгляды Гёте // Литературный критик. – 1936. - № 4;

Меринг Ф. Литературно-критические работы. Т. 1. /пер. с нем. - М. -Л.:Рірфхьшр, 1937. - С. 522 - 54;

Шагинян М. Гёте. - М.-Л., 1950;

Кочорадзе В. А. Социально-утопические тенденции в творчестве Гёте. - Тб., 1952. - [Автореф. дисс.];

Гейзенберг В. Учения Гёте и Ньютона о цвете и современная физика // Философские проблемы атомной физики /пер. с англ.- М., 1953;

Джипория О. Философские взгляды Гёте // Труды Тбилисского ун-та. – 1956. – Т.75. - (на груз, яз.);

Плеханов Г. В.. Избраннные философские произведения. Т.1-5. - М., 1956-58. - (см. Указатель имен);

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве. Т. 1. - М., 1957. -С. 493-523;

Гулыга А. В. Материалистические тенденции в немецкой философии еТ11Ш века //Вопросы философии. – 1957. - № 4;

Гулиан К. И. О диалектике в творчестве Гёте / пер. с румын.// Вопросы философии. – 1958. - № 3;

Рейман П. Основные течения в немецкой литературе 1750-1848. - М., 1959 - (см. Именной указатель);

Вильмонт Н. Гёте. - М., 1959;

Высказывания

Я чувствую свои 30 лет и своё мировое значение!

В юности мы думаем, что будем строить для людей дворцы, а когда доходит до дела, мы только и делаем, что убираем за ними дерьмо.

Вот уж что от всех нас требуется, так это железное терпение и каменная выдержка! Если бы только бедные не были столь нищи духом, а богатые столь ничтожны!

Я, кажется, прозрел: раз мы не можем дать дождь всей стране, то единственное, что нам доступно, это поливать собственный сад.

Я предпочитаю молчать, когда речь заходит о божественном существе.

Я стар для всего, только не для истины.

Стоит только вспомнить, как многих людей мы видели и знали, и признаться себе, как мало мы значили для них, а они для нас. И как же становится тогда у нас на душе!

Я, как природа, правдив, добр и зол.

Сперва людям было со мной неловко, потому что я заблуждался, затем потому, что я был серьёзен; но какую бы позицию я ни занимал, я всегда был один.

В природе есть области доступные и недоступные. Нужно понять это и отнестись к ним, с уважением. Человек, который этого не поймет, может всю жизнь промучиться над тем, что ему недоступно. Зато человек, который достаточно умён, чтобы держаться только области доступного, исследуя ее со всех сторон и укрепляя свои познания, сумеет в известной мере проникнуть и в область недоступного. Впрочем, и тогда он вынужден будет признаться,
то в природе есть нечто загадочное и постичь это превышает человеческие способности.

Нет, я вовсе не думаю, что природа прекрасна во всех своих проявлениях. Стремления ее всегда хороши, но условия для их проявления не всегда помогают им выявиться полностью.

Потребность человека в исповеди не исчезнет никогда.

В жизни дело идет о жизни, а не о каком-то результате ее.

Среди малых действуя, мельчаешь. А среди больших и сам растёшь.

Никем свыше не сказано, что поступки человека или его страдания не могут его облагородить.

Быть человеком — значит быть борцом.

Ненависть — активное чувство недовольства; зависть — пассивное. Не надо поэтому удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть.

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.

Наибольшие трудности встречаются там, где мы их не ожидаем.

Не всё, что делает превосходный мастер, сделано превосходно.

Самое смешное желание — это желание нравиться всем.

Мы никогда не бываем более далеки от желаний наших, чем тогда, когда воображаем, что обладаем желаемым.

Радугу, которая держится четверть часа, перестают замечать.

Да разве любовь имеет что-либо общее с умом!

Добро потеряешь — не много потеряешь, честь потеряешь — много потеряешь, мужество потеряешь — всё потеряешь.

Чтобы жить — умей побеждать.

Хотя мир в целом продвигается вперёд, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.

Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу.

Когда боги являются людям, последние их обычно не узнают.

Что трудности, когда мы сами себе мешаем и вредим!

Отваге нельзя ни научиться, ни разучиться.


Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.

Мышление — реторта! Надо ждать,

Пока твоё сознанье не созрело.

Тьму — прочь! И прежде, чем создать,

Себя ученью посвяти всецело.

Как сильно туман и тучи ни затемняют свет, он охотно и всегда равномерно струится к нам от солнца... Это наблюдение заставило меня в поэтических, научных и художественных высказываниях утверждать господство ясного над туманным,

очевидно го над предчувствием, так что при изображении внешней стороны явления мы всегда можем прочитать то, что заложено в нем внутри.

Людей в массе объединяют только предрассудки, а волнуют только страсти, и это часто омрачает и искажает самую благородную цель. Но несмотря на это, всё и всегда приходит к прекраснейшим результатам, если даже не в данную минуту, так в будущем; если не непосредственно, зато в итоге.

Чем своеобразнее и чем недоступнее рассудку творение поэзии, тем лучше.

Кто хочет невозможного, мне мил.

Факты имеют безграничную власть над умами большинства людей, и то, что казалось невозможным, помещается наряду с обычным, как только оно произошло.

Время помнит о своих правах не только над людьми, но и над памятниками.

Одно только несчастие существует для человека... это когда им овладевает идея, не имеющая никакого влияния на действительную жизнь или же отвлекающая его от труда.

Счастье обычно сравнивают с шаром — ведь он тоже быстро катится; это сравнение вдвойне оправдано, так как имеет еще и второй смысл. Неподвижный шар представляется

наблюдателю завершённым, замкнутым в себе, самодостаточным существом и поэтому, так же как счастливец, не может долго привлекать к себе внимание. Всякое довольство, всякая умиротворённость, из чего бы они ни проистекали, — просты. Счастливцев мы предоставляем самим себе...

Нас просвещает не иллюзия о том, какими люди могли бы быть, но познание того, какими они действительно были и есть.

К сожалению, у человека слишком много оснований защищать себя от человека. Злонамеренных — великое множество, немало и злодеев, а для того чтобы жить как надлежит, недостаточно одних добрых дел.

Всякое начинание, как и всякий человек, столько же страдает от своей эпохи, сколько и научается от нее.

Говори с убеждением, слова и влияние на слушателей придут сами собой.

То, что носится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.

Изобретать самому прекрасно, но то, что другими найдено, знать и ценить — меньше ли, чем создавать?

Лишь в людях себя познать способен человек.

Нет такой глупости, которую бы нельзя было исправить при помощи ума, и нет такой мудрости, которую бы нельзя было испортить при помощи глупости.

Вера не начало, а конец всякой мудрости.

Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре; они гибнут, но обеспечивают победу.

Тот, кто восстаёт против разумных истин, раздувает их огонь; искры разлетаются повсюду и зажигают свет.

Мудрость лишь в истине.

Если человек займётся исследованием своего организма или морального состояния, то непременно признает себя больным.

Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем им только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

Чужбина родиной не станет.

Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение.

Человек познаёт сам себя только в той мере, в какой он познаёт мир.

Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное.

Неблагодарность — род слабости. Выдающиеся люди никогда не бывают неблагодарными.

Высокие цели, хотя бы и невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступника.

И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее с собою до старости.

Большое множество простых умов

Живет постройкой карточных домов,

Хотя при жизни даже самый стойкий

Доводит редко до конца постройку.


Борьба старого, устоявшегося, постоянного — с развитием, разработкой

и преобразованием всегда одна и та же. Из всякого порядка получается под конец педантизм; чтобы избавиться от последнего, разрушают первый, и так идет некоторое время, пока не замечают, что надо опять установить порядок.

Ведь действительное внимание в том и заключается, что оно мгновенно превращает всякую мелочь в нечто значительное.

Всё совершённое в своем роде должно выйти за пределы своего рода.

Душа и тело слиты нераздельно,

Так отчего же тесный их союз

Не оградил их от вражды смертельной?

Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.

Люди во все времена предпочитали сумерки ясному дню, а ведь именно в сумерках являются призраки.

Отличительное свойство человека — желать непременно всё начинать сначала...

Восприимчивость к хорошему и высокому редко встречается в людях, поэтому в повседневной жизни лучше держать эти соображения про себя и высказывать их лишь постольку, поскольку это необходимо, чтобы иметь некоторое преимущество перед другими.

Человек признаёт и прославляет лишь то, на что он сам способен, а так как самоё существование иных людей коренится в посредственности, они прибегают к хитроумному трюку: бранят на все лады то, что в литературе впрямь заслуживает порицания, хотяќ и содержит в себе доброе зерно, дабы еще выше вознеслась посредственность, которую они восхваляют.

По-моему, величайшая беда нашего времени, когда никто не может достичь зрелости, — в том, что в каждую последующую секунду мы уничтожаем всё, что создали в предыдущую. Так исчезает день за днем, а мы живем кое-как, довольствуясь случайным, и не создаём ничего долговечного. Ведь даже газеты рассчитаны уже только на определённые часы дня. Кто бы что ни сделал, изобрел, сочинил, даже еще задумал, всё тотчас же становится достоянием гласности. Мы и радуемся, и страдаем только для развлечения окружающих. Вот и летит от дома к дому, от города к городу, от государства к государству и, наконец, от континента к континенту торопящееся наше время!

Странное дело, удивительное мастерство Вальтера Скотта в изображении деталей толкает его на ошибки. Так, в «Айвенго» есть сцена: ночной ужин в замке, входит какой-то незнакомец. Вальтер Скотт превосходно описывает его наружность, его платье, но совершает ошибку, описывая также его башмаки и чулки. Когда вечером сидишь за столом и кто-то входит в комнату, видны только его туловище и голова. Вздумай мы описать его ноги — в комнату ворвётся дневной свет и вся сцена утратит ночной колорит.

Ни одной деятельности, которая должна длиться долго и даже стать призванием и образом жизни, не следует начинать с празднования. Празднуй лишь то, что благополучно закончено; всякие же вступительные торжества исчерпывают охоту и силы, которые должны возбуждать наше стремление и сопутствовать нам в дальнейших наших усилиях. Из всех празднеств брачное наименее уместно, ибо оно более всякого другого должно бы проходить в обстановке тишины, смирения и надежды.

Кто может знать себя и сил своих предел?

И дерзкий путь заказан разве смелым?

Лишь время выявит, что ты свершить сумел,

Что было злым, что — добрым делом.

Кто болеет за дело, тот должен уметь за него бороться, иначе ему вообще незачем браться за какое-либо дело.

Что труднее всего? — То, что кажется тебе самым легким: видеть глазами то, что у тебя перед глазами!

Вначале было дело.

Не только мастерство:

Рука и глаз... Мозги важней всего.

Счастливейшему гению еще ни разу

Не удалось через инстинкт один

В свой идеал проникнуть сразу.

Слабости людей выдающихся особенно бросаются в глаза, а ведь хотелось бы, чтобы избранные натуры были их вовсе лишены.

Всё, что сейчас растет и распускается, чужие ли это дети, мои ли собственные — всё равно, но это жизнь, не правда ли, это жизнь? Что же еще может напомнить мне, что я есмь и каков я есмь?

Великие страсти подобны безнадежным болезням... А средства, которые могли бы от них исцелить, делают болезнь еще опаснее. Страсти — это пороки и добродетели, только усиленные.

Только человек, наделённый особой чувствительностью, может стать самым холодным и самым твердым. Он вынужден облачиться в твердый панцирь... Но панцирь этот часто становится ему в тягость.

Мне нужны сильные, взбадривающие звуки. Вот говорят, что Наполеон, который был тираном, любил музыку нежную, а я, должно быть, потому, что я не тиран, люблю музыку живую, веселую, шумную. Человек всегда стремится быть не тем, что он есть на самом деле.

Обладатель высшей власти всегда прав, и перед ним следует почтительно склониться.

Жизнь человека подобна стратегии. Мы начинаем в ней разбираться, только когда поход окончен.

А почему необходимо иметь совесть? И кто этого требует? Ранняя Римская республика, в которой еще не было преступников, была так скучна, так трезва, что в ней, конечно, не хотелось жить ни одному порядочному человеку.

С меня довольно моих собственных догадок; когда кто пишет книгу, пусть помещает в нее одно то, что знает.

Растения идут от коленца к коленцу, завершаясь наконец цветком и семенем. Точно так же глист и всякий червяк удлиняется от кольца к кольцу, замыкаясь головою. Человек и высшие животные строятся из позвонков, причем силы сосредоточиваются в голове. То есть мы могли бы сказать, что голова — это цветок позвоночника.

Я в этом мире для того, чтоб взвесить и обсудить всё здесь находящееся; зачем мне верить кому-то на слово?

Сущее не делится на разум без остатка.

Мы должны быть ничем, но мы хотим стать всем.

Ни полемически, ни примиренчески, но позитивно и индивидуально.

С каждым мигом растёт моё неведение о себе.

Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идёт на бой.

Всё наиболее ценное в области мышления, наилучшие способы выражения мысли приходят мне в голову, когда я хожу.

Человека рассудочного, подмечающего частности, зорко наблюдающего и расчленяющего, в каком-то смысле тяготит всё то, что проистекает из идеи и возвращает к ней. Он чувствует себя в своём лабиринте как дома и не ищет путеводной нити, которая поскорее бы вывела его наружу. И наоборот, человек, стоящий на более высокой точке зрения, слишком легко проникается презрением к единичному и втискивает в умерщвляющую всеобщность то, что может жить только в обособленном виде.

Я не похваляюсь тем, что я сделал как поэт, превосходнейшие поэты жили одновременно со мной, еще лучшие жили до меня и будут жить после. Но то, что в наш век в многотрудной науке, занимающейся проблемами цвета, мне одному известна истина, это преисполняет меня гордости и сознания превосходства над многими.

Что такое я сам? Что я сделал? Я собрал и использовал всё, что я видел, слышал, наблюдал. Мои труды вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами, умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость — все принесли мне свои мысли, свои способности, свои надежды, свой образ жизни; часто я пожинал посеянное другими; мой труд — труд коллективного существа, и носит он имя Гёте.

«Это создание... я, как пеликан вскормил кровью собственного сердца и столько в него вложил из того, что таилось в моей душе, столько чувств и мыслей, что, право, их хватило бы на десяток таких томиков. Впрочем... я всего один раз прочитал эту книжку, после того как она вышла в свет, и поостерёгся сделать это вторично. Она начинена взрывчаткой! Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое состояние, из которого она возникла». (Гёте о «Вертере»).

Никто не будет увенчан из тех, кто не боролся. (Апостол Павел) - внутренний исповедальный девиз Гете.

Я всю жизнь ворочал камень, который так и не стал на место...(Итоговый афоризм ).



Источники биографии и библиографии:

Гулыга А. Гёте [Текст] / А. Гулыга // Философская энциклопедия: в 5 т. Т.1.: А - Дидро / Ин-т философии Академии наук СССР; научный совет: А. П. Александров [и др.]. – М.: Советская энциклопедия, 1960. – С. 364-366;

Свасьян К.А. Гёте [Текст] /К. А. Свасьян // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т.1.: А – Д / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ. - науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – М.: Мысль, 2000. – С.519-521;

Румянцева Т. Г. Гёте [Текст] / Т. Г. Румянцева.// Новейший философский словарь – Мн.: Книжный дом, 2003. – С. 243-244. – (Мир энциклопедий);

Гёте [Текст] // Философский словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.; под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А. Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд. – М: Республика, 2003. – С.106-107;

Источник высказываний:
Гёте [Текст] // Таранов П. С. Философский биографический словарь, иллюстрированный мыслями. – М.: Эксмо, 2004. – С.174-184.




гёте, гете фауст, гете институт, фауст гете скачать
Разместил: Sanin Дата: 03.04.2009 Прочитано: 65013
0
Распечатать

Всего 1 на 10 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 ... 3 4 5 6 7 8 9 10

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - ГУТЬЕРРЕС (Gutierres) Густаво (род. 1928, Лима, Перу)
02.08.2009 - ГХОШ (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта— 5 декабря 1950, Пондишери)
02.08.2009 - ГЭ ХУН [283, уезд Цзюйжун (современная провинция Цзянсу) — 343 или 363]
02.08.2009 - ГЮЙО Жан Мари (1854—1888)
06.05.2009 - ГЕЙНЕ Генрих (Heine, Heinrich) (1797–1856)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы