Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ГЁТЕ, Иоган Вольфганг Фон (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832)




«манерой» Гете обозначал воспроизведение некоторой природной целостности при игнорировании ее мелких составных частей (напр., ландшафтная живопись) и, наконец, «стиль» — наиболее совершенное подражание природе, «познание сущности вещей в той степени, насколько мы можем познать ее в видимых и ощущаемых образах» представленное в видимых и ощущаемых образах. Его эстетика оказывается неотделимой от естественно-научных исследований, где постоянно подчеркивается роль целого и всеобщего, выражаемых в элементах и особенном.

(«Простое подражание природе, манера, стиль» — «Хшэєрїх Эріышрѕьѓэу фх№ Эрђѓ№, Ьрэшх№, бышы», 1789, в кн.: брьђышїх йх№ъх, Сф 33, 1903, б. 54—59).

Стиль выражает всеобщее в особенном и принципиально отличается от аллегории, где особенное служит лишь примером всеобщего.

Подлинная выразительность и сила в искусстве достигаются за счет того, что художник, изображая центр, образ, подчиняет ему все остальное; внимание зрителя приковывается к основному, через которое создается впечатление и о целом.

Проблему всеобщего и особенного в иск-ве Гете решал, сопоставляя свой метод с методом Шиллера. «Огромная разница, — писал ученый, — подыскивает ли поэт особенное для всеобщего или видит в особенном всеобщее. 13 первом случае возникает аллегория, где особенное служит лишь примером, случаем всеобщего; второй случай характеризует собственную природу поэзии, она передает особенное, не думая о всеобщем, не указывая на него. Кто, однако, схватывает это живое особенное рано или поздно, не замечая, получает одновременно и всеобщее» («Искусство и древность» — «Ъѓэёђ ѓэф Рыђх№ыѓь», 1821—26, там же, Сф 38, 1903, б. 261).

«Первофеномен», на постижение которого были направлены естественно-научные исследования Гёте, представляет собой явление, воплощающее в себе всеобщее. «Первофеномен» не остается неизменным, он выражен в метаморфозах изначального типа («Метаморфоз растений» — Фшх Ьхђѕрью№яѕюёх фх№ Яєырэчхэ, 1790).

Гёте положил начало применению методов типологии в морфологии растений и животных, которые объединяют в себе методы анализа и синтеза, опыта и теории.

В живой природе, согласно Гёте, нет ничего, что не находилось бы в связи со всем целым. Особенное, воплощающее в себе всеобщее и целое, он называет «гештальтом», который оказывается предметом морфологии и одновременно ключом ко всем природным знакам, в т. ч. основой эстетики. Ведь ядро природы заключено в человеческом сердце, а способ познания природных явлений—постижение единства и гармонии человека с при-оодой, его души с феноменами природы.

Основные принципы диалектики Гете - полярность и восхождение. Каждое явление имеет противоположность. Их взаимодействие приводит к возникновению третьего явления, к-рое стоит на более высокой ступени развития.

Развитие идет через отрицание старого, отжившего. Гете видел творческую положительную роль отрицания и в образе Мефистофеля воплотил идею всеотрицающей силы, «желавшей вечно зла, творившей лишь благое». Вместе с тем в понимании противоречия Гете не дошел до признания «борьбы» противоположностей, как движущей силы развития. Развитие представлялось ему постепенным процессом без скачкообразных переходов. Отрицание скачков в природе находило обоснование в гилозоистич. точка зрения, согласно к-рой вся материя обладает духовными потенциями.

Ценные мысли Гете высказал о диалектике категорий части и целого, единого и многообразного, особенного и всеобщего, сущности и явления. Он подчеркивал их взаимосвязь, взаимопроникновение. Гете старался найти особенное, наиболее полно раскрывающее всеобщее.

Это особенное - явление, воплощающее в себе всеобщее, сущность, - Гете назвал «первоявлением» («г№яѕшшэюьхэ»; напр., «перворастение», «первоживотное»).

Значит, внимание уделял Гете проблеме научного метода.

В работе «Анализ и синтез» («Рэрыћёх ѓэф бћэђѕхёх», 1829) он подчеркивал неразрывное единство этих двух путей науч. исследования. Г.- поборник единства теории и практики. «В начале было дело» — эти слова, вложенные Г. в уста Фауста, — его исходный гпосео-логич. принцип. Подчеркивая значение эксперимента для науки, Г. указывал на важность тсоретич. обобщения («Опыт как посредник между субъектом и объектом» — «Фх№ Тх№ёѓї рыё Тх№ьш ђшых№ тюэ Юс§ъђ чѓ бѓс§ъђ», 1792).

В области естествознания Гете был сторонником эволюционных идей. В 1784 он открыл у человека межчелюстную кость, наличие к-рой явилось аргументом для доказательства связи между животными и людьми. В трактате «Метаморфоз растений» («Фшх Ьхђѕр-ью№яѕюёх фх№ Яєырэчхэ...», 1790) Гете выступил против идеи Линнея о неизменяемости видов. Эволюционных идей Гете придерживался также и в геологии. Энгельс назвал имя Г. наряду с именем Ламарка в числе ученых, предвосхитивших позднейшую теорию развития (см. «Людвиг Фейербах...», 1955, с. 22).

Диалектика Г. - это не только диалектика природы: плодотворный материал для филос. обобщений Г. искал и находил в совр. истории. Общественные взгляды Гете с наибольшей полнотой воплощены в его художественных произведениях и в первую очередь в «Фаусте», в к-ром, по выражению Белинского, «выразилось все философское движение Германии» (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 797). Главная движущая сила исторического процесса, смысл человеч. существования - деятельностный труд. Эти идеи, навеянные философией истории Гердера, роднят «Фауста» с «Феноменологией духа» Гегеля.

Разместил: Sanin Дата: 03.04.2009 Прочитано: 64999
0
Распечатать

Всего 1 на 10 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - ГУТЬЕРРЕС (Gutierres) Густаво (род. 1928, Лима, Перу)
02.08.2009 - ГХОШ (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта— 5 декабря 1950, Пондишери)
02.08.2009 - ГЭ ХУН [283, уезд Цзюйжун (современная провинция Цзянсу) — 343 или 363]
02.08.2009 - ГЮЙО Жан Мари (1854—1888)
06.05.2009 - ГЕЙНЕ Генрих (Heine, Heinrich) (1797–1856)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы