Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1133
Комментарии: 0

Философы

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

ГЁТЕ, Иоган Вольфганг Фон (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832)




Общее существование человека Гёте считает подчиненным шести великим силам, которые он поэтически образно воплощает в «орфические первослова»:

1) демон личности;

2) идея энтелехии;

3) тихе (судьба) как совокупность роковых жизненных обстоятельств;

4) эрос как любовь в смысле свободной и радостной решимости;

5) ананке — необходимость, вытекающая из конкретных жизненных обстоятельств;

6) эльпис как надежда на будущую свободу и саморазвитие.


В настоящее время обстоятельно занимаются естественно-научными работами Гёте, ибо в них надеются найти средство для объединения математическо-физической картины мира (которая «правильна», но не наглядна) с наивно-натуралистической (которая наглядна, но не «правильна»).

Для Гёте не существовало этого разлада, ибо он отказывается вступать в царство абстрактного, лишенного наглядности мира. Но он знал, что есть истины, которые нужно открыть в этом царстве.

В гётевском замечании на рецензию В. фон Шютцена к докладу по морфологии читаем: «Идею нельзя представить в опыте и вряд ли можно показать; кто не имеет ее, тот никогда не увидит ее в явлении; у кого она есть, тот легко научается смотреть сквозь явление, видеть далеко за ним и, чтобы не потерять себя, каждый раз снова возвращается к действительности и всю свою жизнь попеременно занимается этим. Как бы тяжело ни было на этом пути заботиться о дидактическом или даже догматическом, последнее все же не чуждо благоразумному человеку».

Гёте энергично отстаивал свое право рассматривать и толковать мир по-своему. Однако из его произведений не вытекает, что он считает это толкование единственно допустимым.

Эстетические взгляды Гёте развивались от принятия идей «Бури и натиска» (О немецком зодчестве — Тюэ фхѓђёїх№ Срѓъѓэёђ, 1772) через апологию античного искусства и культа эстетического воспитания к идее подражания природе и к трактовке искусства как произведения человеческого духа, в котором «рассеянные в природе моменты соединены и даже самые объективные из них приобретают высшее значение и достоинство» (Уюхђѕх Ш. й. гсх№ йрѕ№ѕхшђ ѓэф йрѕ№ёїхшэышїъхшђ фх№ Ъѓэёђљх№ъх, 1797.-«брьђышїх йх№ъх», Сф 33. йхшьр№, 1903, б. 90).

Таким образом эстетические взгляды Гете претерпели значительную эволюцию.

В период «Бури и натиска» он выступал как сторонник немецкого национального искусства, проявление которого видел в народной поэзии и готической архитектуре («О немецком зодчестве» — «Тюэ фіѓђёїі№ Срѓъѓэёђ», 1772). Художественное творчество этих лет проникнуто идеями бунта, протеста против отживших условностей, обветшалой морали, обществ, неравенства.

С 80-х гг. идеалом Гете становится античное искусство, которое представлялось ему воплощением гармонических. отношений между людьми. Культ античности, «классицизм» Гете, был своеобразной формой критики современной ему культуры и

обоснования реалистических принципов в искусстве.

Общность воззрений и, в частности, идея эстетич. воспитания как средства преобразования общества сблизила Гете с Шиллером. Однако Гете не разделял шиллеровского увлечения кантовской эстетикой, для него не существовало непроходимой пропасти между трудом и художеств, деятельностью, он понимал идеалистич. природу царства эстетич. видимости.

Труд и искусство для Гете идут близкими путями, которые окончательно сольются в будущем обществе. Вера в преобразующую роль труда усилилась в последние десятилетия жизни философа, когда он разочаровался в надеждах построить культуру по антич. образцу. В этот период Гете все больше занимался теоретическим проблемами современого искусства, проявлял большой интерес к творчеству Байрона, Мериме, Стендаля, к проблемам реалистического романа.

Для зрелого Гете искусство есть «подражание» природе (в понятие последней включались им также и «естественные» законы общества). Задача художника — «схватить и выразить смысл природы».

Если Гете в период «Бури и натиска» мечтал о растворении человека в природе, считал основой искусства стихийное, бессознательное начало в человеке, то теперь он рассматривал человека как деятельное, разумное существо.

Искусство есть произведение человеческого духа, поэтому оно часть природы, но, как активная деятельность человека, оно «поднимается» над природой, поскольку «рассеянные в природе моменты соединены в нем вместе и даже самые обыкновенные из них приобретают высшее значение и достоинство» («О правде и правдоподобии произведений искусства» - «Üсх№ йрѕ№ѕхшђ ѓэф йрѕ№ёїхшэышїъхшђ фх№ Ъѓэёђље№ъх», 1797 // бäьђышїх йе№ъе. - Сф 33, 1903. - б. 84-90). В этом смысле Гете стоял за идеализацию в искусстве, являющуюся, однако, не отрывом явлений от действительности, а средством их обобщения и воплощения в художеств, образах. За недостаточное акцептирование организующей, упорядочивающей стороны искусства Гете критиковал эстетическую теорию Дидро, которого он, однако, высоко ценил (Гете перевел на нем. язык работы Дидро «Опыт о живописи» - «Фшфх№юђё Ті№ёѓї üсх№ фшх Ьрых№хш», 1799, и «Племянник Рамо», снабдив их своими комментариями).

Одной из центральных проблем эстетики Гёте, как и его теории познания, является соотношение целого и части, всеобщего и особенного. В соответствии с различными возможностями решения этой проблемы Гёте различал три вида иск-ва:

«простое подражание природе», «манеру» и «стиль».

Первое сводится к воспроизведению отдельных предметов природы (напр., натюрморт в живописи);


Разместил: Sanin Дата: 03.04.2009 Прочитано: 65010
0
Распечатать

Всего 1 на 10 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>

Дополнительно по данной категории

02.08.2009 - ГУТЬЕРРЕС (Gutierres) Густаво (род. 1928, Лима, Перу)
02.08.2009 - ГХОШ (Ghose) Ауробиндо (15 августа 1872, Калькутта— 5 декабря 1950, Пондишери)
02.08.2009 - ГЭ ХУН [283, уезд Цзюйжун (современная провинция Цзянсу) — 343 или 363]
02.08.2009 - ГЮЙО Жан Мари (1854—1888)
06.05.2009 - ГЕЙНЕ Генрих (Heine, Heinrich) (1797–1856)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы