Антипатия к религии и церкви была характерной чертой мировоззрения ученого:
«Гёте, — писал Энгельс, —неохотно имел дело с , , богом"; от этого слова ему становилось не по себе; только человеческое было его стихией...» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. - 2 изд. - С. 594). Гете был враждебен спиритуалистической христианской этике (как и этике Канта), возвышающей дух за счет принижения плоти. В противоположность христианству он защищал гуманистический идеал целостного человека, гармонично развитого духовно и телесно. Источник религии Гете видел в невежестве людей. «Бог-природа» — это для Гете лишь художественный образ объективной реальности.
Гете оптимистически смотрел в будущее, он верил в то, что настанет время, когда исчезнут социальные конфликты, но он не видел реального пути к этому. Мечтая об уничтожении феодальной отсталости и установлении справедливых социальных порядков, Гете в то же время не одобрял революционного переворота. Двойственным было его отношение и к французской революции конца еТШШШ в. Гете участвонал в походе против французов, однако явно симпатизировал им и назвал их победу при Вальми началом «новой эпохи всемирной истории» (см. «Кампания во Франции» - «Ърьяруэх шэ д№рэъ№хшї», 1792).
Противоречивость мировоззрения Гете определила и судьбы его теоретического наследства.
Материалистические идеи ученого были восприняты Фейербахом, Геккелем и др. нем. мыслителями и учеными.
В середине 19 в. поднялась волна критики Гете со стороны некоторых ученых и философов (Менцель и др.).
Неоднократно предпринимались попытки представить Гете предтечей «философии жизни» (Дильтей, Зиммелъ), кантианцем и расистом (Гундольф, Чемберлен).
Значительное влияние творчество Гете оказало на русскую материалистическую философию середины еШе в., крупнейшие представители которой уделяли большое внимание творчеству Г. [см. В. Г. Белинский.Полное. собр. соч. Т. 13. - М., 1959. - С. 468 (Указатель имен); А. И. Герцен. Полное собр. соч. и писем. Т. 22 / под ред. М. К. Ломке. - Л. - М., 1925. - С. 422- 23. - (Алфавитный указатель имен); Н. Г. Чернышевский. Полное. сoбр. соч. - Т. 16. - М., 1953. -С. 859. - (Сводный указатель имен)].
Известно высказывание Маркса и Энгельса о противоречивость натуры философа: «...Гёте то колоссально велик, то мелок; то это непокорный, насмешливый, презирающий мир гений, то осторожный, всем довольный, узкий филистер» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Э н-голье Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233).
Высоко оценивали Гете русские марксисты и в первую очередь Ленин, который широко пользовался его афоризмами и образами.
Овладеть мировоззрением Гёте пытаются и философы наших дней: Ортега-и-Гассет хочет написать «Гёте для тонущего»; согласно е. Г. Гадамеру, в трудах Гёте живет «подлинное стремление к метафизике»; на К. Ясперса произвела большое впечатление его «великолепная неопределенность»; Ринтелен рассматривает Гёте как человека, который, несмотря на демонию и противоречивость натуры, сохранил «живой дух».
Место Гете в немецкой и европейской культуре еТШШШ - еШе вв. поистине уникально, оно демонстрирует удивительное единство, взаимопроникновение и взаимовлияние литературы, науки и философии в культуре Просвещения Германии того времени.
|