Более или менее связную реконструкцию космогонического и космологического учения атомистов дает нам теоретический анализ содержания нескольких сохранившихся свидетельств Диогена Лаэрция, Аристотеля и некоторых его комментаторов.
Понимание проблемы взаимосвязи философского и специально-научного знания у атомистов развивалось и углублялось одновременно в двух противоположных, диалектически связанных между собой направлениях: с одной стороны, в смысле более определенного, строгого и глубокого уяснения различий и особенностей, присущих философским принципам и специально-научным теоретическим построениям, а с другой — в смысле более глубокого и универсального понимания внутренней, органической связи этих различных типов знания.
Возник в 5 в. до н. э. в Древней Греции и связан с именами Левкипш и Демокрита, которые ввели в философский лексикон само понятие «атом» (греч. fj йтоцос; ouaia, неделимая сущность).
Основная идея учений Левкиппа и Демокрита состоит в признании двух противоположностей: неделимых и плотных атомов, которые выражают прерывность материи, и пустых, незаполненных промежутков между ними — пустоты, которая выражает непрерывность пространства.
Система атомизма — одно из наиболее значительных интеллектуальных достижений античной культуры. Ее характеризовали как широта охватываемого ею круга проблем, так и глубина основополагающих философских принципов, достаточно строго и последовательно проведенных в процессе теоретического осмысления самых разнообразных явлений.