Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Демокрит из Абдеры во Фракии (ок. 470/60—360-е до н. э.)



Атомы различаются формой, положением в пустоте, величиной. Они движутся в различных направлениях, образуя как отдельные тела, так и бесчисленные миры. Возникновение, уничтожение, движение и взаимодействие вещей Демокрит объяснял механистически. Атомы, обладая различной массой и соответственно разной скоростью, нагоняют друг друга и в одних случаях, сцепляясь, образуют тела, а в других – передают свою энергию другим атомам. Все это подчинено неизменному механическому порядку и тому, что проистекает из свойств атомов. Поэтому, согласно Демокриту, все совершается с необходимостью, в мире нет места случайности, «люди сами создали образ случайности, чтобы скрыть собственную нерасторопность».

Антителеологизм Демокрита


Вместе с тем сам же Демокрит подчеркивал, что все в мире происходит само собой, самопроизвольно и в этом смысле случайно. Этот тезис означал отрицание какой-либо разумности и целесообразности мироустройства. Здесь его позиция противостоит не только гераклитовскому логосу, но и провиденциалистским, телеологическим концепциям.

Но если, таким образом, Демокрит отрицает возможность случайности в смысле беспричинности, то, с другой стороны, он признает возможность случайности совершенно в другом значении – не в смысле беспричинности, а в смысле того, что противоположно целесообразности. Учение Демокрита – полная противоположность телеологии, т. е. мировоззрению, согласно которому все возникающее возникает и все существующее существует ради какой-то заранее предназначенной или задуманной цели.

С точки зрения Демокрита, о каждом явлении следует ставить вопрос, почему это явление возникло, в чем его причина, но совершенно нелепо ставить вопрос, для чего оно возникло, какова его цель. Материалистическое мировоззрение Демокрита – строго причинное, “каузальное”, оно отнюдь не телеологическое, не основывается на идее о целесообразности, о целевых планах природы или божества. Случайность он отрицает только в смысле беспричинности. В то же время Демокрит признает случайность в смысле отрицания какой бы то ни было целесообразности в неорганической природе. Это отрицание не относится к человеку и высшим животным. Человек, конечно, действует с определенной целью, ставит перед собой в своем действии цели и ищет средства, необходимые для достижения этих целей. И точно так же могут ставить перед собой цели животные. Но в неорганической природе все совершается бесцельно и в этом смысле случайно.

Таким образом, взгляд Демокрита на природу строго причинный, детерминистический. Он исключает всякое беспричинное возникновение чего бы то ни было. В то же время он решительно отрицает целевую направленность процессов неорганической, как мы говорим теперь, природы. В этой природе существует только вечное и необходимое движение атомов. О ней никак нельзя сказать, будто в ней вихри атомов возникают для осуществления какой-то цели.

Происхождение мира


Возникновение нашего мира Демокрит тоже объясняет исходя из движения атомов. Сами по себе атомы существуют вечно, но нынешнее многообразие мира отнюдь не вечно и возникло оно в результате случайного движения атомов. Однако это движение не совсем случайно, потому что атомы сталкиваются друг с другом, и в этом столкновении проявляются некие закономерности.

Вначале существовало только смешение атомов. Потом атомы стали соединяться друг с другом. Возникло вихревое движение, и атомы стали разбегаться и собираться друг с другом по принципу сходности; так же, как пишет Демокрит, животные собираются в стаи: волк бежит к волку, ворон – к ворону, так же и атомы одного вида собираются вместе. Впоследствии образовались живые организмы: в земле стали появляться некоторые пузыри, вспучивания, они лопались и из них выходили в готовом виде различные организмы. И если в них преобладала земля, то возникали растения, если преобладала вода, то возникали рыба и животные, если воздух – то возникали птицы, если огонь – то возникал человек. Такая не совсем рационалистическая картина, но в философии досократиков мы часто видим, как мифологические картины соседствуют с философскими открытиями.

Космология и космогония


1. Новыми достижениями атомистов были их учения: 1) о бесконечности вселенной и 2) о бесчисленности миров, одновременно существующих в бесконечном мировом пространстве.

Эти учение прямо вытекает из их представления о бесконечности пустого пространства и из представления о бесконечном числе атомов, движущихся в пустоте. Мысль о бесконечности вселенной и об одновременном существовании в ней бесчисленного множества миров с трудом прокладывала себе пути в сознание. Против атомистов в этом вопросе резко и высокомерно выступит вся платоновская Академия. Играя греческим словом “апейрос”, означающим как “беспредельный”, так и “несведущий”, они утверждали, будто понятие беспредельного числа миров мнение подлинно безграничного невежества.

Понятие Демокрита о вечности вселенной не следует отождествлять или смешивать с понятием о вечности миров. Только вселенная как совокупность всех вечных атомов вечна; напротив, отдельные миры, по Демокриту, не вечны: они рождаются, некоторое время существуют, но затем рассеиваются, разделяются на атомы.

Процесс образования бесконечного числа миров в бесконечном пространстве атомисты представляли следующим образом: «выделяясь из беспредельного», несется множество разнообразных по формам тел «в великую пустоту»; и вот они, собравшись, производят единый вихрь, в котором, наталкиваясь друг на друга и всячески кружась, они разделяются, причем подобные отходят к подобным. Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии более кружиться... Таким образом, тонкие тельца отступают в наружные части пустоты, словно как бы отлетая к периферии. Прочие же «остаются вместе» и, сплетаясь между собой, движутся вместе и образуют прежде всего некоторое шарообразное соединение. Это шарообразное соединение отделяет от себя как бы оболочку, объемлющую в себе разнообразные тела. На периферии вихря из постоянно стекавшихся сплошных масс образовалась тонкая оболочка. Причиной ее образования было вращение тел и сопротивление центра. Таким способом возникла Земля: снесенные к центру массы стали держаться вместе.

На этом процесс не остановился. Образовавшаяся на периферии оболочка продолжала увеличиваться; увлекаемая вихрем, периферия присоединяла все, чего бы она ни касалась. В результате некоторые конфигурации тел образовали соединения. Когда эти тела, первоначально влажные, высохли, они стали кружиться вместе мировым вихрем. Впоследствии, воспламенившись, они стали небесными светилами.

Ближе всего к Земле – круг Луны, самый удаленный – круг Солнца. Между этими крайними кругами расположились круги всех прочих светил. Демокрит считал Солнце огромным (Эпикур будет считать малюсеньким).

2. Согласно другой догадке Демокрита различные миры, одновременно существующие во вселенной, находятся в различных стадиях своей “жизни”: одни еще растут, другие находятся уже в расцвете, третьи разрушаются. Воззрения эти резко расходились с господствовавшими в V в. до н. э. представлениями.

Души и атомы


Подобно милетским философам, Демокрит утверждает всеобщее оживление всей природы (живая fusiV). Однако Демокрит последовательно объясняет всю жизнедеятельность как материальный, атомарный процесс. У него жизнь отличается от нежизни только количеством круглых огненных (“красных”) атомов, находящихся в теле.

Душа как раз и состоит из этих атомов, приводимых в движение флуктуациями и тем самым порождающих чувственные впечатления. Но атомы эти находятся не только в телах животных и человека. Их можно найти повсюду: в камнях, в растениях, в трупах животных.

Душа состоит из атомов – огненных, тонких, круглых и гладких, и после смерти распадается на атомы, т. е. лишена бессмертия. Так как выход из тела атомов, образующих душу, происходит не мгновенно, а в известный период времени, то смерть, по Демокриту, не мгновенное событие, а процесс, длящийся во времени. А так как душа – начало движений, происходящих в теле, то известные движения и изменения происходят в организме и после того, как признаки дыхания и одушевления кажутся покинувшими тело. При этом Демокрит ссылался на данные наблюдения – на рост ногтей и волос у умерших.

По представлениям Демокрита у человека только разумная часть души строго локализована и помещается в груди, а неразумная часть души рассеяна по всему телу [Diels H. Doxographi graeci, Berlin, 1879, с. 390, с. 276](Асмус).

Оригинально учение Демокрита о роли души и дыхания в механическом равновесии, на котором, по Демокриту, основывается жизнь, а также сопротивление, которое жизнь оказывает смерти. А именно: среда, окружающая тела, давит и вытесняет атомы, находящиеся внутри их и дающие животным движение. Но наперекор этому давлению атомы, находящиеся вне тела и входящие в тело через дыхание, не позволяют им выйти из тела, препятствуют сгущению и охлаждению под влиянием внешнего давления. Животные живут до тех пор, пока могут совершать это действие.

Боги и атомы


Демокрит признает богов, но понимает их тоже “атомистически”. Самый великий бог Зевс есть для него вместилище всех огненных атомов (владелец жизни), тем самым Зевс есть воздух. Весь воздух [благорастворение воздухов?] наполнен атомами души (“красными”).

Различные конфигурации, составленные из этих “атомов жизни” – это и есть боги. Разрушаются они с трудом, поэтому живут очень долго, но не вечно.

Приближаясь к людям, одни боги (“воздушные массы”) действуют благотворно, другие зловредны. Они возвещают людям будущее своим видом и “речью” – звуками, которые они издают. На земле полно злых духов (демонов).

Демокрит верил в предзнаменования, в вещие сны, в дурной глаз, а также в силу молитвы. Это – магическое воззрение, поскольку зиждется на “естественных” (природных) предположениях (О натуралистическом характере магических воззрений Демокрита пишет Плутарх).

Нус и атомы


Демокрит тоже признавал Нус, но его как огонь, и притом шаровидный. В гносеологии Демокрит резко противопоставляет Нус как принцип точности расплывчатым чувственным ощущениям, вносящим в познание смятение и беспорядок. (Фролов).


Разместил: Атомист Дата: 21.03.2009 Прочитано: 27735
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы