Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1356
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Демокрит из Абдеры во Фракии (ок. 470/60—360-е до н. э.)



Государство


Демокрит считал государство оплотом общественного порядка и справедливости: «Интересы государства должно ставить выше всего прочего, и должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось. Чтобы содействовать этому, не следует бороться против справедливости и для своей [личной] пользы применять насилие против общего блага. Ибо хорошо управляемое государство есть величайший оплот: в нем все заключается, и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

Интересы государства должно ставить выше всего остального; должно заботиться, чтобы оно хорошо управлялось. Положение это верно для всякого государства, и врага государства следует убивать во всяком государственном строе.

Наилучшим государством Демокрит считал демократию. По Демокриту, преимущества демократического строя настолько велики, что в демократическом полисе даже бедность лучше, чем богатство в монархии. Однако неоспоримые преимущества демократии не дают – Демокрит ясно видит это – абсолютной гарантии того, что избранными всегда и во всех случаях окажутся только лучшие из граждан. Демокрит видел, что в современных ему полисах при частой смене выборных лиц бывшие правители, ушедшие с занимаемой ими должности, нередко терпели преследования со стороны лиц, которые во время их правления были привлечены к ответственности за совершенные ими преступления. Демокрит хотел создать в демократическом государстве условия, которые обеспечили бы твердость и безопасность демократических правителей в соблюдении и в защите демократической законности. Поэтому наряду с требованием гарантий безопасности для выборных правителей, честных в исправлении государственных обязанностей, Де­мокрит подчеркивает, что выборные лица, хорошо выполнявшие свои функции, не должны ожидать за это похвал – так же, как странно было бы хвалить тех, кто возвращает вверенные им на хранение деньги: ведь начальствующее лицо избирается не для того, чтобы дурно вести дело, а для того, чтобы хорошо вести его.

Демокрит не делает умственное превосходство и подготовку к управлению государством привилегией высшей касты или класса. Он полагает, что качества, необходимые для гражданина, создаются воспитанием, обучением. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнута, если им не учиться». «Больше людей становится хорошими от упражнения, чем от природы». «Учение перестраивает человека, природа же, перестраивая, делает человека, и нет никакой разницы, быть ли таковым, вылепленным от природы, или от времени и от учения быть преобразованным в такой вид». По-видимому, Демокрит полагает, что учение перестраивает человека и, преобразуя его, создает ему новую природу.

Этика и ее интеллектуализация


Этика впервые становится у Демокрита отдельной наукой. По форме она гномична – состоит из гномов, – некоторых жизненных наблюдений, установок, максим. Он говорит: «Дух должен научиться черпать свои радости из себя самого».

Идеалом добродетели Демокрит считал справедливость и умеренность – во всем, в том числе и в экономической жизни, поскольку «дурные прибыли приносят гибель добродетели».

Но путь к справедливой жизни лежит, по мнению Демокрита, прежде всего через правильную мысль: «Человек добродетельной (благочестивой) мысли стремится к справедливым и законным действиям». Средством достижения добродетели Демокрит считал убеждение, воспитание в духе нравственности, ибо «принуждением человека нельзя сделать добрым».

Высшее блаженство Демокрит видит в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа. При этом в этике Демокрита силы, движущие нравственным поведением человека, сближаются с силами ума, интеллектуализируются. Именно в действиях ума Демокрит видит причину как правильных поступков, ведущих человека к счастью, так и ошибочных, влекущих за собой несчастье. Все дурное, ошибочное в действиях человека Демокрит склонен объяснять недостатком знания: «Причина ошибки – незнание лучшего».

Этика Демокрита просветлена разумом и оптимистична. Если источник ошибочного действия в отсутствии или недостатке знания, то это значит, что в жизни людей нет никаких недостатков и зол, которые не могли бы быть устранены и побеждены. Все дело в приобретении необходимых знаний. Человеку принадлежит – в возможности – весь мир, и нет никаких границ для его совершенствования.

Мудрый человек, даже когда видит существующее зло, не признает его безусловным и непобедимым: из самого зла мудрый умеет извлекать добро, если владеет необходимым для этого знанием. И наоборот, человек, лишенный мудрости и несведущий, способен само добро обратить во зло. У людей зло вырастает из добра, когда не умеют управлять и надлежащим образом пользоваться добром. Глубокая вода, например, полезна во многих отношениях, но с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем существует средство избежать этой опасности – обучение плаванию.

Наибольшего уважения заслуживает невозмутимая мудрость. Невозмутимость для Демокрита – синоним «эвтюмии», «хорошего расположения духа», в котором он видел цель жизни. Демокрит называл счастье «хорошим расположением духа, благосостоянием, гармонией, симметрией и невозмутимостью».

Задачи философии


Задачу философии Демокрит в этом и видел: философия должна лечить человека от суеверий и от различных страхов, главным образом от страха смерти. На самом деле никаких мистических сил, по Демокриту, нет, есть только атомы и пустота, а смерти также нет и бояться ее нечего, потому что со смертью человека атомы нашей души выходят из тела и рассеиваются в пространстве, т. е. смерти нечего бояться, потому что ее нет. Этот аргумент разовьет дальше один из последователей Демокрита – Эпикур. Когда человек живет, то атомы души, вместе с нашим дыханием, выходят и входят в нас. Когда человек умирает, то атомы выходят и уже не возвращаются.

Высказывания Демокрита


«Мужество уменьшает бедствия». «Забвение собственных зол порождает дерзость». «Очень важно сохранять во время несчастий правильный образ мыслей». «Слишком сильные стремления к чему-либо одному делают душу слепой ко всему остальному». «Великодушие в том, чтобы кротко сносить обиду». «Порядочный человек не придает значения насмешкам дурных людей».

«Духовные наслаждения следует предпочитать телесным». «Не в рабах и не в деньгах счастье людей, а в рассудительности и правильном мышлении». «Тот, кто предпочитает духовные блага, тот избирает божественное; тот, кто предпочитает телесные ( блага), тот избирает человеческое». «Хорошая порода животных определяется их телесной силой, благородство людей – хорошим духовным складом». «[Следует] без всякого принуждения, свободно предпочитать справедливость несправедливости и высшее наслаждение находить в самом себе». «[Следует] воздерживаться от проступков не в силу страха, а из чувства долга». «Человек, который доволен собой, себя не презирает, а радуется и любит себя за то, что он одновременно и свидетель, и созерцатель прекрасного; это показывает, что разум уже питается и пускает корни внутри него самого и, приучается получать удовольствия от самого себя». «Дурные люди не соблюдают клятв, данных в безвыходном положении, после того как от него избавились». «При перемене обстоятельств и очень могущественные люди оказываются позади более слабых».

«Неразумные люди живут, не наслаждаясь жизнью». «Неразумные люди стремятся к долговечности, хотя не получают от нее удовольствия». «Неразумные люди стремятся к тому, чего нет, пренебрегая имеющимся, даже если оно полезнее, чем ушедшее». «Неразумные люди за всю свою жизнь не доставляют никому удовольствия». «Дружба одного мудреца лучше дружбы всех неразумных». «Неразумные люди исправляются под влиянием случайных благоприятных обстоятельств, разумные – под влиянием мудрости». «Надежды правильно рассуждающих достижимы, надежды неразумных несбыточны». «Глупцы становятся мудрыми, когда оказываются в беде». «Неразумных от горя исцеляет время, а разумных – доводы разума». «Совокупление – малая апоплексия». «Совокупление пользы никогда не принесло, и хорошо еще, если не повредило».

Асмус В.Ф. Античная философия, и др
Разместил: Атомист Дата: 21.03.2009 Прочитано: 27811
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Вешалки плечики пластиковые magazin-veshalok.ru/catalog/plastikovye.
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы