Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Онтология Плотина



Далее, безусловно простое Единое не есть и общее понятие: общее понятие есть предикат, а простое единое должно быть Субъектом.

Единое не может быть ограниченным бытием. Но, будучи неограниченным, оно не есть неограниченная величина, так как величина – всегда многое и никогда не есть безусловно простое. Единое не может быть ограничено не только ничем другим, но и самим собой, так как иначе оно было бы двойственным: ограничивающим и ограниченным. Единое должно быть самодовлеющим. Все многое не есть самодовлеющее, состоит из единиц, и в нем каждая часть нуждается в целом. Напротив, Единое первее всего, замкнуто в самом себе, самодовлеет.

Как и все предыдущие определения Единого, самодовление – чисто отрицательное определение и означает только независимость первобытия. Но и с понятием самодовления устанавливается, что Единое – благо, и это имеет значение положительного определения. Однако самодовление оказывается благом лишь в известном смысле и только для другого бытия. Все остальное бытие, стремящееся к первоединому, причастно благу, лишь поскольку причастно к единству.

В качестве блага Единое не есть деятельность, так как не имеет цели внешней по отношению к себе. В качестве самодовлеющего Единое не имеет нужды и в мышлении: ведь мышление есть процесс познания и предполагает незнание, а это есть некоторый недостаток. Но самодовлеющее не есть и незнание, ибо незнание всегда предполагает внешнее бытие, по отношению к которому оно есть незнание. Но вне первоначала нет ничего.

Наконец, самодовлеющее первоначало не есть и мысль, обращенная на самое себя. В такой мысли всегда налицо 2 элемента: мыслимое и мыслящее, но первое начало просто.

В итоге все предикаты первоединого оказались чисто отрицательными. Остается лишь еще одна возможность: не будет ли первоединое положительным в качестве условия всего существующего? Но это невозможно, так как, согласно Плотину, не Единое становится в отношение условия или причины ко всему остальному, а, напротив, все остальное становится в отношение к нему как к Единому. Но если, таким образом, все предикаты единого первоначала только отрицательные (апофатические), то каким образом можно говорить о том, что первоначало познаваемо? В ответ на этот вопрос Плотин развивает свое учение о знании.

Учение о богопознании


1. Задача познания Единого

У Плотина Единое познается, но не путем размышлений, а «вследствие Его присутствия в нас, более сильного, чем знание», благодаря чему мы как бы «пробуждаемся от снов для Его созерцания» (VI, 9, 4).

По Плотину, существуют 2 способа познания: 1) чувство и 2) ум. Из них чувство не может быть средством познания первоначала. Но категории и общие понятия ума не имеют отношения к Единому, ибо Единое выше всякого определения.

Из всех категорий высшая – категория бытия. Но и она неприложима к Единому. Категория бытия разделяет сущее и единое: Единое становится здесь предикатом сущего. В свою очередь, сущее – то, что имеет вид, форму. Однако к первоначалу неприложимы ни вид, ни форма: первоначало не может иметь никакого мысленного образа. Что касается остальных категорий, то они все связаны с категорией бытия и так же, как и она, не могут быть приложимы к Единому.

Если, таким образом, Единое безусловно лишено всех предикатов, то каким способом оно может быть познано? Такое познание все же возможно. Каждый предмет – Единое, следовательно, каждый предмет есть душа. Он даже больше душа, чем протяжение, следовательно, причастен безусловно простому. Поэтому душа может возвыситься до первоединого. Однако возможно это не при помощи чувства, или мысли, или слова, а только при помощи особой сосредоточенности на познаваемом предмете. Эта сосредоточенность – созерцание, отрешающееся от всего, что не есть Единое, и сосредоточивающееся на безусловно простом (на «божественном Мраке»). Слово «созерцание» здесь даже недостаточно точно, так как предполагает разделение на созерцаемое и созерцающее, а эта двойственность противоречит природе Единого. Постижение, о котором здесь говорит Плотин, есть непосредственное слияние с Единым, при котором Душа и Единое совпадают.

2. Вера в сверхчувственное бытие

Обращение человека к Богу начинается с веры. Плотин дает выразительное определение веры: «Вера есть колеблющая вероятность, большая или меньшая степень убеждения в существовании сверхчувственного бытия» (V, 3, 6)[8].

Сверхчувственное бытие присутствует повсюду как совокупность и взаимодействие разумных принципов вещей и являет себя человеку как красота. Однако, смотря на красоты чувственного мира, душа не может признать их за истинные, видя, что они облечены в телесные формы, разделены, разбросаны в пространстве, изменяемы, преходящи. И тогда душа убеждается, что красоту формы получают свыше, что они лишь слабые, неполные, нечистые отражения небесной красоты. Поняв это, душа устремляется из чувственного мира в ноуменальный, к сверхчувственной красоте.

Чтобы прийти к созерцанию, душа должна почувствовать «влияние Блага, теплоту Свыше» (VI, 7, 22). Тогда душа, словно пробудившись от сна, приходит в волнение, чувствует приток новых сил, вся переполняется любовью. Плотин подчеркивает: «Познание Единого не достигается ни путем научного исследования, ни путем размышления, но получается только от присущия (napoусia). Его нам» (VI, 9, 4). (Термин "парусия" в Новом Завете употребляется, когда идет речь о Втором пришествии или, точнее, "присутствии" Христа).

3. Состояние ума в созерцании

Состояние ума в созерцании бывает двояким: в "первом созерцании" ум еще рассуждает, во "втором созерцании" только любит Если "воспарив" в мир ноуменальных сущностей, душа еще мыслит, то, приближаясь к Единому, она пренебрегает мышлением, вся превращается в любовь, ибо "мышление есть движение, а она не хочет быть в движении" (VI, 5, 35). Она чувствует, что ей не соединиться с Единым, если ее внимание будет направлено на мысленные сущности. Плотин уподобляет созерцающий ум вошедшему в царский дворец посетителю, который рассматривает его украшения и любуется ими до тех пор, пока не увидит самого царя (VI, 5, 35). (Срав. у Дионисия Ареопагита: «К самому же сокровенному мы устремляемся, отрешаясь от всякой умственной деятельности»). В другом месте у Плотина говорится, что созерцающий Единое «совпадает, как бы соприкасается и притрагивается к Нему посредством уподобления и присущей Единому силы, которая от Него происходит» (VI, 9, 4). Сила, исходящая от Единого,– это божественные энергии, а уподобление Единому – это сосредоточение, объединение ума в себе.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 27060
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Характер философии Плотина
22.03.2009 - Разум по Плотину
22.03.2009 - Генезис Плотина
22.03.2009 - Космология Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы