Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Онтология Плотина



Примером неоплатонической экзегезы может быть Плотиново толкование мифа о Кроносе, пожирающем своих детей. Основатель неоплатонизма отождествлял (в противовес многовековой "народной" традиции, делавшей акцент на созвучии Кронос–Хронос) Кроноса с Умом: "по значению имени своего Он есть Кожин отрок и Ум сущий". В результате Плотин утверждает, что Ум-Кронос "как бы поглощает идеи... чтобы они низвергались и сферу материального и чтобы кормилицей для них не стала Рея" (Enn. V.I.4 и 7). Интерсно, что, в отличие от Плотина, Прокл и Иоанн Дамаскин будут отождествлять с Ураном не Единое, но Первосущее (сущность, высший момент триады бытие–жизнь–ум).

Об этом и отцами Церкви говорилось много. У преп. Максима сказано: «Ум, будучи в Боге, бывает совершенно безобразен и безвиден. Ибо созерцая Единовидного, и сам единовиден и весь световиден делается"[9]. А вот как выразительно говорит о единении ума преп. Симеон Новый Богослов: «Слепой в отношении Единого совершенно слеп ко всему, а видящий в Едином – пребывает в видении всего. Он и воздерживается от видения всего и становится в видении всего, находясь вне всего созерцаемого. Будучи, таким образом, в Едином, он все видит и, будучи во всем, ничего не видит. Видящий в Едином посредством Единого видит и самого себя, и всех, и все вообще, и, будучи скрытым в себе, ничего из всего не видит». И еще одно высказывание преп. Симеона: «Ум, будучи простым, точнее же – обнаженный от всякой мысли и весь вошедший в простой божественный свет и им покрываемый, не может найти чего-то другого, чтобы двинуться к его постижению, но остается во глубине божественного света, совершенно не допускаемый взглянуть вовне. И это есть – "Бог есть свет" и для достигших Его – отдохновение от всякого созерцания». И еще одна замечательная цитата из творений преп. Симеона, по стилю очень напоминающая рассуждения Плотина: «Единый Бог, видя ум, соделавшийся ради Него единым, Единый, найдя единого, соединяется с ним».

У Плотина общение с Богом описывается как созерцание духовного света и упоение божественной любовью: «Кому не дается созерцание сияния Божия, кто не ощущает в душе упоения любящего, который покоится на груди любимого, ни того восхищения, которое чувствуется в непосредственной близости истинного света, тот еще не привел себя в чистое полное единство» (VI, 9, 4). «Душа остается без света, когда лишена присутствия Божия; когда же Бог озаряет ее, она достигает того, чего ищет. Истинная цель существования души в том и состоит, чтобы быть в общении с этим светом. Но как этого достигнуть? Отложи все!» (V, 3, 17).

Плотин говорит, что, созерцая божественный свет, человек и сам становится как бы Богом: «Видя Бога, человек зрит и себя просветленным, в сиянии духовного света, даже более, видит себя как сам свет – чистый, тонкий, легкий, ему кажется тогда, что он сам как бы обратился в божество и есть божество» (VI, 9, 9). «Когда душе удается очутиться наедине с Ним, когда Его присутствие станет явно, когда она уподобится Ему и узрит Его явление в себе, тогда уже не два, а одно, некоторым подобием этого единения может служить земная любовь» (VI, 5, 34).

4. Бог – в человеке

Плотин заявляет, что через божественные энергии в созерцателе присутствует не какая-то “часть Бога”, но весь, всецелый Бог: «Ничего кроме Него не желая и не ища, ты почувствуешь в себе присутствие не какой-либо части Его, а всего Его. В этом состоянии ты не будешь сознавать себя как индивидуальное "Я", ибо погрузишься во всеобъемлющее Сущее и сам как бы станешь таковым» (VI, 5, 12).

Залогом обожения для Плотина является богоподобие человека: «Кто удостаивается иногда становиться таковым как Бог, тот, конечно, имеет в себе образ и подобие Бога» (VI, 9, 11).

5. Признаки богопознания

Богопознание на уровне рассудочном и описательном характеризуется у Плотина 2-мя основными признаками. Во-первых, согласно разделению в Боге сущности и энергий, разум познает не сущность Божию, но лишь энергии: "Единый в своем существе непостижим, познается же в том, что от Него происходит" (VI, 9, 5). Во-вторых, все попытки наименований, объяснений, обозначений божественного неадекватны: "Никакое наименование неприло-жимо к Нему, так как выражает всегда не то, что Оно (Единое) есть, но то, что Оно не есть" (V, 3, 13); "Говоря о Нем, мы больше отрицаем то, что Оно не есть, чем выражаем то, что Оно есть" (V, 3, 14). Отрицание всех тварных определений в отношении Единого Плотин обосновывает тем, что Единое -Первопричина всего тварного: "Природа Единого, по отношению ко всему существующему, конечно, рождающая, по этому самому Он не есть что-либо из существующего, к Ному неприложимы ни категория субстанции, ни качества, ни количества. Он ни есть ни Ум, ни Душа, ни движущийся, ни покоящийся, ни в месте, ни во времени находящийся, Он пребывает лишь Сам в Себе" (VI, 9, 3). Даже само имя "Единый" "означает лишь изъятие из множественности" (VI, 5, 6). Так же, именуя Бога "Благом", "мы имеем в виду благо для всех других существ..." (VI, 5, 41).

Плотин именует истинного философа "эротиком" – влюбленным, который от созерцания красоты видимого мира способен восходить до созерцания божественной Красоты. «Кто увидит Бога, – говорит он,– какое чувство любви, какое вожделение переживает, какое изумление, соединенное с наслаждением! Ведь и невидевшему Его свойственно стремиться к Нему, как к Благу. Увидевшему же Его свойственно изумляться в отношении Прекрасного, наполняться волнением с наслаждением, безвредно возбуждаться, любить истинной любовью с острым вожделением» (I, б, 7).

Сам образ Плотина, великого аскета и мистика, чем-то напоминает образы великих отцов Церкви. Он был, по словам Порфирия, "благ, в высшей степени кроток, душа его была бодрственной и чистой, всецело устремленной к божественному, куда его всецело влекла любовь; все свои силы он напрягал, чтобы преодолеть горькие волны этой кровавой жизни». К Плотину, вероятно, можно отнести и его собственные слова: «Таков путь божественных и блаженных мужей: отрешение от всего земного, тленного; бегство, стремление души к одному только Богу» (VI, 9, 11).
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 27186
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Характер философии Плотина
22.03.2009 - Разум по Плотину
22.03.2009 - Генезис Плотина
22.03.2009 - Космология Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы