3. Грехопадение
Другой взгляд на судьбу души выражен в "Федре". Вселение ее в тело является не следствием воли Демиурга, а результатом вины, грехопадения души.
Дуализм души
1. Два влечения
В человеческой душе с самого начала существуют 2 влечения: 1) к сродному ей бож. и вечному и 2) к земному, материальному. Эти влечения борются в ней, но неразумное желание роковым образом увлекает ее из высших сфер к земной жизни. Душа сначала воплощается в чел. теле; затем, после жизни ее на земле, она в течение 1000 лет либо несет наказание за свои согрешения, за рабство телу, либо вкушает блаженство в награду за воздержание. После 3 добродетельных жизней на земле душа возвращается в небесную сферу, оттуда рок через 10000 лет снова ниспошлет ее на землю.
2. Душа – крылатая колесница
В диалоге «Федр» Платон рассказывает миф, в котором уподобляет душу крылатой колеснице, запряженной двумя конями, а правит ею возничий (Разве наличие возницы уже не указывает на субстанциальность души по-Платону?! Зачем же тогда лектор Лега приписывает здесь первенство не Платону, а Плотину?!). Любая душа – и человека и Бога – подобна такой колеснице. Отличие души человека от души богов состоит в том, что у богов оба коня, запряженных в колесницу, благородны, у человека же один конь благородный – белый, красивый, статный, а другой – черный, горбатый, неказистый. Если один конь влечет эту повозку ввысь, то другой все время спотыкается, тянет повозку вниз, на землю. И задача возницы состоит в том, чтобы умело управлять этими конями.
3. Человек – пересечение двух миров
Познать высшую Реальность человек способен потому, что он не исчерпывается телом; в его душе есть некая точка – дух, или, как его называет Платон, «ум», который является пересечением двух миров. Человек в своей земной жизни принадлежит одновременно двум измерениям. “Душа” лишь на определенный срок связана с тленным телом, а сама она, в отличие от тела, подобна «божественному, бессмертному, умопостигаемому». Она есть главенствующее начало в человеке и призвана управлять телом. После же разлуки с телом душа уходит в подобное ей самой место, божественное, бессмертное, разумное, и, достигнув его, обретает блаженство и впредь навеки поселяется среди богов.
Затем по причине стремления к жизни душа претерпевает новые воплощения (метемпсихоз) и лишается своей доли в общении с божественным. Избежать «круга рождений» помогает философия, лишь одна она способна “освободить” душу, она делает жизнь мудреца возвышенной и учит не бояться смерти.
4. Различение индивидуального и надиндивидуального слоев путем отказа от телесности
Исходная тема рассуждений Платона та же, что и у его учителя Сократа: слой над-индивидуального в сознании индивида. Если такой слой существует, то надо вскрыть его природу и тогда, по убеждению Платона, можно будет показать несостоятельность субъективизма и релятивизма софистов.
Платон согласен с софистами в том, что всякое знание, получаемое нами с помощью органов чувств, т. е. “телесно”, является знанием относительным. Когда душа находится под влиянием тела, она оказывается подверженной “телесным” состояниям – влечениям к телесным же вещам эмпирического мира. Однако, есть состояние, когда душа, преодолевая свою телесную обусловленность, оказывается представлена сама себе; это состояние, согласно Платону, есть размышление. Размышление – это стихия души, когда она свободна от тела и неподвластна ему. Т. обр., различение индивидуального и надиндивидуального слоев выступает у Платона в форме различения в человеке телесного, чувственного и бестелесного, нечувственного начал, тела и души.
|