Учение об анамнезисе (воспоминании)
1. Память о Горнем мире
Души были созданы Демиургом при сотворении всего чувственного мира, и они носятся в этом идеальном мире, созерцая идеи, получая все знание во всей его полноте и совершенстве. Затем в результате некоторых причин эти души оказываются на земле, душа вовлекается в тело. Платон (вслед за пифагорейской традицией) считает тело могилой, тюрьмой для души. Душа, оказавшись в этом теле, забывает все те идеи, которые она созерцала, находясь до своего рождения в идеальном мире. Однако, встречаясь с различными явлениями, понятиями, предметами этого мира, душа вспоминает и те идеи, которые она наблюдала до своего воплощения в тело. И таким образом она приобретает знание.
Откуда душа знает об идеях? платон объясняет, что она знает их из своего прежнего, потустороннего существования. Идеи не разрабатываются, а усматриваются – они заново вспоминаются. Всякое знание и научение есть припоминание, или анамнесис: душа созерцала идеи до своего очередного рождения, но забыла их, войдя в тело.
Самый известный символ платона, миф о пещере, изображает восхождение к идеям: люди, окованные цепями, сидят всю жизнь в пещере, не в состоянии видеть внешний мир. Тени от искусственных предметов, отбрасываемые на стены пещеры источником света у них за спиной, они принимают за настоящие предметы. Анамнесис словно бы выводит кого-то из этих несчастных на свет дня, позволяя видеть естественные предметы и Солнце такими, каковы они в действительности. Тени и предметы внутри пещеры соответствуют при этом чувственному опыту, мир же снаружи – сфере интеллигибельных (умопостигаемых) сущностей.
Если человек способен к какому-либо истинному знанию, то это знание, которое не может быть дано ему извне, составляет его достояние в силу его связи с высшим духовным миром. Внешние впечатления, опыт, учение лишь пробуждают в нем знание, которое сводится к припоминанию.
Достигать в своем познании этот запредельный мир человек способен через воспоминание (анемнезис), т. е. благодаря особому свойству души – “вспоминать” идеи, которые она познала в то время, когда еще до соединения с телом свободно существовала в царстве идей. Вспоминать помогает майевтика, правильно задаваемые вопросы. Способом побуждения к припоминанию является диалектическая беседа – рассуждение.
Т. обр., способность человека познавать высшее есть припоминание (анамнесис) того, что душа вынесла из запредельных сфер. В частности, по Платону, и мысль о божественном Единстве является именно припоминанием того, что «некогда видела наша душа, когда она сопутствовала Богу, свысока глядела на то, что мы теперь называем бытием, и поднималась до подлинного бытия».
2. Разум как орган видения умопостигаемых объектов
Платон говорит, что каждому физ. явлению в мире соответствует какой-либо из наших органов чувств. Значит, и разуму должны соответствовать реальные умопостигаемые объекты – эйдосы. Они постигаются не рассудком, а особым умственным зрением, обращенным к незримой реальности непосредственно, интуитивно.
3. Пример из диалога «Менон»
В диалоге «Менон» анамнесис демонстрируется на примере разговора Сократа с неким юношей, который никогда не изучал математику, однако искусными вопросами был подведен к самостоятельному доказательству теоремы Пифагора. На основании этого Платон делал вывод, что душа юноши постигла геометрические соотношения, еще находясь в царстве идей. Познание, таким образом, Платон характеризовал как активный процесс, предполагающий интеллектуально-душевную работу и вопрошающего, и вспоминающего.
|