Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Учение Платона о душе



Несмотря на странность терминологии, это деление Платоном души на 3 части достаточно логично. Сила желательная – точнее, желающая; сила раздражительная – “яростная” по Платону, оценочная, реактивная, гневающаяся, отвергающая всё нежелательное и – сила мыслительная[4]. От того, куда человек направит свою волю, зависит и то, кем он становится: или сибаритом, или волевым, а лучше всего, как считает Платон, – философом.

Саму душу платон делит на 3 части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная посылка. Собственно божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало – ярость; более низкое (поскольку противится разуму) – вожделение. Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение платон выражает символом упряжки и возничего: разум – это возничий, ярость – послушный конь, а вожделение – непослушный.

Каждую из 3 частей души платон наделяет добродетелью: задача разумной части чел. души – приобретать мудрость; ее добродетель – мудрость; задача яростной части – истово слушаться разума; ее добродетель – мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель – сдержанность. Эти 3 добродетели, связанные с соответствующими частями души, платон подчиняет 4-ой: добродетели справедливости (дикайо-сюне). Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией. Эти 4 добродетели еще и сегодня называют кардинальными добродетелями (лат. cardinalis – главный, основной).

Из разумности царства идей следует не только постулат о примате разума и его конкретизации в кардинальных добродетелях. Другое следствие первенства интеллигибельного мира духа – обесценивание всего плотского (ср. противоположную позицию Лосева, видевшего принцип телесности у греков, в т. ч. и у Платона, как обязательную крайнюю степень проявленности духа (идей), как самую суть греческого миросозерцания.). Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание: чувственный мир способен давать не истинное познание, но только ненадежное мнение.

2. Части души

Душа у Платона разделяется на 2 части: одна – вечная, духовная, другая – телесная, смертная, которая, в свою очередь, распадается на лучшую и худшую часть (отделенные друг от друга грудобрюшной преградой) – человеческое в нас и скотское.

Божественная часть – дух, разум – составляет сущность человеческой души; она помещается в голове [Первоначально божество, согласно мифу Платона, и создало одну лишь голову, которой была дана круглая форма наподобие мирового тела. И только впоследствии было привешено к ней туловище.]. 2-я часть души – мужественная воля, страсть, но страсть благородная; она предназначена самой природой на помощь разуму и склонна подчиняться ему, будучи наделена инстинктивным влечением ко всему доброму и высокому. Наконец, 3-я часть – похоть, желание – страсть животная, слепая, совершенно чуждая разумности; ее мы должны с помощью θυμοζ' а держать в подчинении разуму. Таким образом и в психологии Платона мы находим то же тройственное деление, что в физике: θυμοζ посредствует между божественной и животной частями нашего существа.

3. Надо стремиться к миру духовному

С этической точки зрения также следует стремиться к миру духовному. Мудрец и здесь и там стремится ускользнуть из темницы телесно-чувственного. Воздаяние, на которое он смеет рассчитывать, во-первых, будет дано в жизни после смерти: душа человека разумного возвращается в царство чистого духа, а душа неразумного не может воспарить к идеям и подлежит наказанию. Во-вторых, и это главное, награда добродетели заключена в ней самой: для Платона, понимавшего душу как предназначенную – и по своему происхождению, и по своей природе – к размышлению, не может быть никакой жизни лучше той, что ориентирована на познание. Таковое возникает как в созерцании идей, так и в стремлении к благу. Но мудрецу надлежит решать и другие – педагогическую и политическую – задачи. В мифе о пещере это особенно хорошо видно: хотя созерцающий потрясен красотой идей, ему необходимо воплощать в обычной жизни то, что он созерцал интеллигибельно. И, прежде всего – для того, чтобы помочь другим преодолеть трудности восхождения к идеям. Но и удовольствие не изгоняется из жизни окончательно – до тех пор, пока оно разумно служит целям блага. В "Филебе" Платон пишет, что достойная жизнь смешана «из меда удовольствия и трезвой воды разумения».

1.С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
2.В.С.Соловьев - Теоретическая философия
3.Другие
Разместил: Платоник Дата: 21.03.2009 Прочитано: 58277
Распечатать

Всего 1 на 7 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 7

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы