Несмотря на странность терминологии, это деление Платоном души на 3 части достаточно логично. Сила желательная – точнее, желающая; сила раздражительная – “яростная” по Платону, оценочная, реактивная, гневающаяся, отвергающая всё нежелательное и – сила мыслительная[4]. От того, куда человек направит свою волю, зависит и то, кем он становится: или сибаритом, или волевым, а лучше всего, как считает Платон, – философом.
Саму душу платон делит на 3 части, причем и здесь отражается его дуалистическая исходная посылка. Собственно божественное начало души: разум; то, что принадлежит к миру чувственного восприятия: более благородное начало – ярость; более низкое (поскольку противится разуму) – вожделение. Это тройственное деление души на разум, ярость и вожделение платон выражает символом упряжки и возничего: разум – это возничий, ярость – послушный конь, а вожделение – непослушный.
Каждую из 3 частей души платон наделяет добродетелью: задача разумной части чел. души – приобретать мудрость; ее добродетель – мудрость; задача яростной части – истово слушаться разума; ее добродетель – мужество; но и вожделению приходится прислушиваться к указаниям разума, поэтому его добродетель – сдержанность. Эти 3 добродетели, связанные с соответствующими частями души, платон подчиняет 4-ой: добродетели справедливости (дикайо-сюне). Она правит душой, когда все ее части должным образом выполняют свои задачи. Как раз в этой добродетели особенно ярко проявляется склонность греков отождествлять добродетель с умеренностью и гармонией. Эти 4 добродетели еще и сегодня называют кардинальными добродетелями (лат. cardinalis – главный, основной).
Из разумности царства идей следует не только постулат о примате разума и его конкретизации в кардинальных добродетелях. Другое следствие первенства интеллигибельного мира духа – обесценивание всего плотского (ср. противоположную позицию Лосева, видевшего принцип телесности у греков, в т. ч. и у Платона, как обязательную крайнюю степень проявленности духа (идей), как самую суть греческого миросозерцания.). Здесь антропология и этика Платона совпадают с его точкой зрения на познание: чувственный мир способен давать не истинное познание, но только ненадежное мнение.
2. Части души
Душа у Платона разделяется на 2 части: одна – вечная, духовная, другая – телесная, смертная, которая, в свою очередь, распадается на лучшую и худшую часть (отделенные друг от друга грудобрюшной преградой) – человеческое в нас и скотское.
Божественная часть – дух, разум – составляет сущность человеческой души; она помещается в голове [Первоначально божество, согласно мифу Платона, и создало одну лишь голову, которой была дана круглая форма наподобие мирового тела. И только впоследствии было привешено к ней туловище.]. 2-я часть души – мужественная воля, страсть, но страсть благородная; она предназначена самой природой на помощь разуму и склонна подчиняться ему, будучи наделена инстинктивным влечением ко всему доброму и высокому. Наконец, 3-я часть – похоть, желание – страсть животная, слепая, совершенно чуждая разумности; ее мы должны с помощью θυμοζ' а держать в подчинении разуму. Таким образом и в психологии Платона мы находим то же тройственное деление, что в физике: θυμοζ посредствует между божественной и животной частями нашего существа.
3. Надо стремиться к миру духовному
С этической точки зрения также следует стремиться к миру духовному. Мудрец и здесь и там стремится ускользнуть из темницы телесно-чувственного. Воздаяние, на которое он смеет рассчитывать, во-первых, будет дано в жизни после смерти: душа человека разумного возвращается в царство чистого духа, а душа неразумного не может воспарить к идеям и подлежит наказанию. Во-вторых, и это главное, награда добродетели заключена в ней самой: для Платона, понимавшего душу как предназначенную – и по своему происхождению, и по своей природе – к размышлению, не может быть никакой жизни лучше той, что ориентирована на познание. Таковое возникает как в созерцании идей, так и в стремлении к благу. Но мудрецу надлежит решать и другие – педагогическую и политическую – задачи. В мифе о пещере это особенно хорошо видно: хотя созерцающий потрясен красотой идей, ему необходимо воплощать в обычной жизни то, что он созерцал интеллигибельно. И, прежде всего – для того, чтобы помочь другим преодолеть трудности восхождения к идеям. Но и удовольствие не изгоняется из жизни окончательно – до тех пор, пока оно разумно служит целям блага. В "Филебе" Платон пишет, что достойная жизнь смешана «из меда удовольствия и трезвой воды разумения».
1.С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
2.В.С.Соловьев - Теоретическая философия
3.Другие
|