У Платона тело и душа четко отделены друг от друга, причем душе подобает господствовать над телом. Из пифагорейских и орфико-культовых источников платон черпает представление о бессмертии души. Его аргументы таковы:
1) душа – однородная субстанция, что по аналогии приравнивается к непреходящему бытию идей; 2) подобное познается подобным: раз душа познает чистое бытие (идеи), она подобна ему и имеет тот же источник; 3) самодвижение души; 4) диалектический вывод о том, что душа, сущностным признаком которой является жизнь, не может быть причастнойее противоположности – смерти. платон подытоживает эти аргументы в "Федоне" одним предложением: "...божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому ... в высшей степени подобна наша душа". С бессмертием связаны предсуществование и посмертное существование души. Она существует до своей земной жизни – так же как и после смерти. В полном согласии с теорией припоминания родина души – сфера ума, божественного, умопостигаемого, а в теле она воплощается вследствие чувственных вожделений. Отныне она заперта в теле, что "подобно болезни". платон выражает это двумя словами: "сома = сема", т. е. тело (сома) есть могила (сема) души (правда, сам Платон отдает предпочтение толкованию слова "сема" как "знака" – Кратил // Там же. – С. 400). Поэтому цель земной жизни – возвращение души в изначальное состояние: вступает же она в отношения со своим истоком благодаря тому, что отдает власть над собой уму.
2. Обсуждение представления о бессмертии души
Бессмертие души для Платона тем не менее не является неким постулатом. В диалоге «Федон» он предлагает несколько доказательств бессмертия души. В этом диалоге рассказывается, как друзья Сократа приходят к нему в темницу и проводят последние часы в беседе с ним. Друзья спрашивают Сократа, почему он так спокоен перед смертью, и Сократ доказывает ученикам, что негоже философу, который всю свою жизнь стремился к умиранию, в конце концов, когда ему это умирание предлагают, отказаться. Ведь действительно, истинное знание есть знание о вечном и неизменном, а таковым может быть лишь знание идеальных сущностей, идей, которым и родственна по своей природе душа, а смерть есть ничто иное, как отделение души от тела. И поскольку тело посредством своих органов чувств мешает нам познать истину, а истину познает душа несмотря на тело, и лучше всего душа познает истину, когда тело ей не мешает, – то философ всегда стремится к умиранию, в результате которого он обретет наконец, совершенное знание истины. Смерть есть отделение души от тела, поэтому после смерти душа опять может наблюдать идеи, а кроме того, говорит Сократ, он сможет беседовать в Аиде с теми людьми, беседа с которыми доставит ему истинное наслаждение.
Однако ученики не совсем довольны этими словами Сократа и говорят, что у них остались сомнения относительно бессмертия души. И Сократ предлагает им 4 доказательства бессмертия души.
3. 1-е доказательство: ибо мертвое возникает из живого
Все возникает из противоположного: горькое из сладкого, белое из черного, движение возникает из покоя и наоборот. Все изменяется, все превращается в свою противоположность. Поэтому, если мы знаем, что после жизни нас ожидает смерть, то мы можем сделать и обратный вывод. Если мертвое возникает из живого, утверждает Сократ, то и живое возникает из мертвого. Поэтому нет существенного изменения, и души до рождения пребывают в Аиде.
|