Средневековье как особый период выделяют на том основании, что в первые века нашей эры происходит кардинальная смена мировидческих ориентиров: изменяются представления о мире, о месте человека в нем, о нормах и идеалах человеческого существования. Ключ к Средним векам — христианский монотеизм.
В литературе существуют разные точки зрения на хронологические рамки Средневековья в целом и внутренней периодизации в частности.
Например, есть точка зрения, по которой Средневековье начинают с V в., точнее с 476 г., года падения Римской империи, что служит символическим рубежом, отделяющим его от Античности. Античность могут «закрывать» и в 529 г., когда реально закрывается последняя философская школа Античности — школа неоплатоников в Александрии, в этом случае Средневековье «открывают» с VI в. Нижняя граница Средних веков — по еще одной точке зрения — связывается со схоластикой, но в этом случае проблема переносится и становится проблемой хронологических рамок схоластики.
По вопросу о том, когда поставить верхнюю планку существования Средневековья, среди исследователей также нет единства. Наиболее устоявшийся рубеж — середина XIV в., далее эстафету развития западной мысли передают Возрождению. Но далеко не все историки, философы, культурологи согласны с выделением Возрождения в качестве самостоятельной эпохи. Поэтому Средние века могут длить вплоть до Нового времени, то есть до XVII в.
Существует и так называемая концепция «долгого Средневековья» по которой Средние века доводят до Великой французской революции 1789-1791 гг. Исторические и культурологические резоны у такой точки зрения есть. Социальная жизнь развитого общества многопланова и многоукладна, в истории действуют разнородные процессы и явления, поэтому весь многообразный массив фактов и факторов достаточно сложно охватить единым критерием. Культура элиты и культура большинства могут разниться настолько, что их смело можно разносить по разным «эпохальным» рубрикам. Историки долгое время ориентировались при составлении периодизаций на изменения, происходившие именно в культуре элиты, культура и образ жизни народного большинства мало кого интересовали. Философским периодизациям по природе своей тем паче ничего не остается как иметь дело с элитарным знанием. После блестящих историко-культурологических работ представителей французской школы «Анналов», работ историков других направлений, значительно расширивших диапазон социально-исторических явлений, историческая и философская периодизации с необходимостью должны разойтись. Существует историческая асинхрония: ментальность народа меняется медленнее, чем теории, доктрины, идеологии. Основная масса населения Западной Европы расставалась со средневековыми ми-ровидческими и жизненными стереотипами во многом в период французской революции и наполеоновских завоевательных войн. Но можно и сегодня спросить: а действительно ли Средние века закончились?
2
Достаточно устоявшейся можно считать периодизацию, где Средние века начинаются со II века и заканчиваются веком XIV.
Средневековье связано с христианством. Однако для жизни культуры важен не столько сам исторический факт — пусть и такой трагичный, как распятие Бога, — а его осмысление, благодаря которому он включается в контекст культуры. Кроме того, и это естественно, кардинально новое не может заменить старое сразу. Новое еще должно доказать свою жизнеспособность и действенность. Поэтому старое и новое какое-то время сосуществуют, соревнуясь, борясь друг с другом. В этом соревновании новое осмысливается, содержательно пополняется, обретает законченные и ясные формы, тиражируется в различных доктринах и произведениях искусства, становясь тем самым культурой. Реально в истории первых веков так и было: вначале христианское мировидение пыталось вписаться в мир античной культуры и жизнь Римской империи, а с IV в. уже античное миропонимание пыталось уцелеть в истории.
К началу II в. сложился центральный литературный документ христиан — Библия, вокруг которой и разворачивалась вся культура Средневековья, вокруг образов и сюжетов которой строилась жизнь человека в Средние века. Во II в. появились письменные источники, начавшие процесс осмысления библейского сказания, интерпретирующие жизнь, смерть и Воскресение Иисуса Христа, предлагающие модели жизни верующих в Него.
Когда же XIV в. обозначают верхней границей существования средневековой философии, то обращают внимание на то, что продуктивная схоластическая мысль в этом веке заканчивается. Последним великим схоластом называют англичанина Уильяма Оккама. Схоластическая мысль XIV в. представлена еще несколькими интересными именами — Иоганна Буридана (ректора Парижского университета), Николая из Отрекура. Затем схоластика вырождается, становясь вычурной, оторванной от какой-либо практики, в том числе и церковной. Слово «схоластика» становится негативным, нарицательным. С критикой схоластического метода сначала выступили гуманисты (XV-XVI вв.), затем творцы Нового времени (XVII в.). Католицизм далее развивался, используя накопленный теологический багаж, в основном томизм. Протестантизм, устами своего основателя Мартина Лютера, вообще выступал против философии, в особенности схоластической, однако доктриналь-ным основанием избрал августинианство.
|