Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1003
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Средневековая философия. Хронология



Термин «Средние века» возник в среде гуманистов. Они же придали ему негативный оттенок, назвав «темными веками», отделяющими их от Античности. Гуманисты — элитарная группа, начавшая складываться с конца XIV в. сначала в Италии, затем гуманистическое направление мысли получило распространение в культуре других стран Западной Европы. Гуманисты свой вид учености и способ организации образования противопоставили схоластическим. Однако классическое философствование будет продолжать осуществляться в университетах Европы, где система образования и нормы учености остались во многом схоластическими. Без учета влияния схоластики, продолжавшей существовать очень долго (в университетах Германии вплоть до XIX в. включительно), нельзя понять систем крупнейших философов последующих столетий: Николая Кузанского, Рене Декарта, Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля и других.

3

Само Средневековье принято делить на следующие этапы: учение апостольских отцов, апологетику, патристику, схоластику. Но и в данном пункте в литературе многоголосица. Так, учения апостольских отцов и апологетов могут включать в патристику, называя это ранним этапом или доникейской патристикой. По вопросу о нижней границе схоластики мнения также расходятся.

Коротко охарактеризуем перечисленные этапы развития теологической мысли в Средние века.

4

Апостольские отцы — это авторы первой половины II в.: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Герма, которых считали либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их учеников. Обращаясь с посланиями к разным христианским

Средние века

общинам, апостольские отцы начали процесс осмысления Библии. В их посланиях звучат важнейшие темы христианского сознания: Бог и Его существо, мир — его возникновение и устройство, взаимоотношения Бога и человека, христианская аскетика и нормы жизни христианина.

С середины II в. христианские авторы начинают обращаться к языческой аудитории, в основном к влиятельным лицам Римской империи, с апологиями — защитительными речами, письмами. В них апологеты стремятся защитить нарождающееся христианство от критики, наветов и гонений язычников.

На протяжении нескольких веков положение христиан в Римской империи было тяжелым. Они претерпевали всевозможные гонения: их лишали имущества, сгоняли с родных мест, запрещали строить молельные дома и совершать богослужение, их сжигали, топили, распинали. Но с IV в. ситуация стала меняться в лучшую сторону. По Медиоланскому (Миланскому) эдикту 313 г. христиане получали право свободного исповедания своей религии, этим они уравнивались в религиозных правах с язычниками. Но рубежным можно считать 324 г., когда император Константин в «Эдикте о веротерпимости» только терпимым признал уже язычество, а христианская религия получила в Римской империи приоритет. Последние гонения на христианскую религию и попытка возрождения языческих культов были при императоре Юлиане (годы правления 360-363), прозванном христианами за свои усилия Юлианом-Отступником. Юлиан правил всего три года, погиб в войне с персами. Отныне христианство прочно занимает лидирующее положение.

До IV в. многие церковные писатели выступали защитниками христианства, и в этом смысле были апологетами. Но писатели II-II1 вв. были собственно апологетами. Грекоязычными апологетами являются Кодрат, Аристид, Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил, Мелитон, а также Ириней Лионский, Ипполит Римский. К латиноязычным относят Минуция Феликса и Тертуллиана.

Апологеты, обращаясь к языческой прекрасно образованной аудитории, вынуждены были писать на понятном ей языке античной мудрости. Ярким примером служат тексты Тертуллиана. Тертуллиан кри* тически относился к античной философии, но в то же время он демонстрировал блестящее владение приемами античной риторики, против диалектики он выступал как диалектик. Тертуллиан, как и другие апологеты, показывал, что античные мудрецы не смогли договориться по самому основополагающему вопросу - вопросу о Боге; Бог у всех свой. Поскольку же христианское вероучение учит о едином Боге, оно предпочтительнее 1.

1 См. но этой теме: «К язычникам», «О проскрипции [иротпп| еретиков*.

Апологеты начали разрабатывать доктринальные основы христианства. Так, у Тертуллиана мы находим «Правило веры» ', положения которого не существенно отличаются от Никео-Константинопольского символа веры; также учение о Воскресении, учение о двух природах Христа, Божественной и человеческой, ярко решалась им проблема соотношения веры и разума.

Разместил: философ Дата: 21.04.2009 Прочитано: 35949
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Особенности христианского мировоззрения в средние века
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы