Термин «Средние века» возник в среде гуманистов. Они же придали ему негативный оттенок, назвав «темными веками», отделяющими их от Античности. Гуманисты — элитарная группа, начавшая складываться с конца XIV в. сначала в Италии, затем гуманистическое направление мысли получило распространение в культуре других стран Западной Европы. Гуманисты свой вид учености и способ организации образования противопоставили схоластическим. Однако классическое философствование будет продолжать осуществляться в университетах Европы, где система образования и нормы учености остались во многом схоластическими. Без учета влияния схоластики, продолжавшей существовать очень долго (в университетах Германии вплоть до XIX в. включительно), нельзя понять систем крупнейших философов последующих столетий: Николая Кузанского, Рене Декарта, Готфрида Лейбница, Иммануила Канта, Георга Гегеля и других.
3
Само Средневековье принято делить на следующие этапы: учение апостольских отцов, апологетику, патристику, схоластику. Но и в данном пункте в литературе многоголосица. Так, учения апостольских отцов и апологетов могут включать в патристику, называя это ранним этапом или доникейской патристикой. По вопросу о нижней границе схоластики мнения также расходятся.
Коротко охарактеризуем перечисленные этапы развития теологической мысли в Средние века.
4
Апостольские отцы — это авторы первой половины II в.: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Герма, которых считали либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их учеников. Обращаясь с посланиями к разным христианским
Средние века
общинам, апостольские отцы начали процесс осмысления Библии. В их посланиях звучат важнейшие темы христианского сознания: Бог и Его существо, мир — его возникновение и устройство, взаимоотношения Бога и человека, христианская аскетика и нормы жизни христианина.
С середины II в. христианские авторы начинают обращаться к языческой аудитории, в основном к влиятельным лицам Римской империи, с апологиями — защитительными речами, письмами. В них апологеты стремятся защитить нарождающееся христианство от критики, наветов и гонений язычников.
На протяжении нескольких веков положение христиан в Римской империи было тяжелым. Они претерпевали всевозможные гонения: их лишали имущества, сгоняли с родных мест, запрещали строить молельные дома и совершать богослужение, их сжигали, топили, распинали. Но с IV в. ситуация стала меняться в лучшую сторону. По Медиоланскому (Миланскому) эдикту 313 г. христиане получали право свободного исповедания своей религии, этим они уравнивались в религиозных правах с язычниками. Но рубежным можно считать 324 г., когда император Константин в «Эдикте о веротерпимости» только терпимым признал уже язычество, а христианская религия получила в Римской империи приоритет. Последние гонения на христианскую религию и попытка возрождения языческих культов были при императоре Юлиане (годы правления 360-363), прозванном христианами за свои усилия Юлианом-Отступником. Юлиан правил всего три года, погиб в войне с персами. Отныне христианство прочно занимает лидирующее положение.
До IV в. многие церковные писатели выступали защитниками христианства, и в этом смысле были апологетами. Но писатели II-II1 вв. были собственно апологетами. Грекоязычными апологетами являются Кодрат, Аристид, Юстин, Татиан, Афинагор, Феофил, Мелитон, а также Ириней Лионский, Ипполит Римский. К латиноязычным относят Минуция Феликса и Тертуллиана.
Апологеты, обращаясь к языческой прекрасно образованной аудитории, вынуждены были писать на понятном ей языке античной мудрости. Ярким примером служат тексты Тертуллиана. Тертуллиан кри* тически относился к античной философии, но в то же время он демонстрировал блестящее владение приемами античной риторики, против диалектики он выступал как диалектик. Тертуллиан, как и другие апологеты, показывал, что античные мудрецы не смогли договориться по самому основополагающему вопросу - вопросу о Боге; Бог у всех свой. Поскольку же христианское вероучение учит о едином Боге, оно предпочтительнее 1.
1 См. но этой теме: «К язычникам», «О проскрипции [иротпп| еретиков*.
Апологеты начали разрабатывать доктринальные основы христианства. Так, у Тертуллиана мы находим «Правило веры» ', положения которого не существенно отличаются от Никео-Константинопольского символа веры; также учение о Воскресении, учение о двух природах Христа, Божественной и человеческой, ярко решалась им проблема соотношения веры и разума.
|