Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Средневековая философия. Хронология



И все-таки схоластика была особым явлением в истории существования христианской мысли — со своими методами, способами обсуждения

1 То и другое в полной мере представлено в «Исповеди» Августина, например, °н указывает: «И сказал Ты во внутреннее ухо мое...», совершенно блестящи его Рефлексивные опыты над собственными психическими процессами.

теологических проблем, со своими процедурами1, нормами схоластической познавательной деятельности. Схоластика — это определенная форма учености и форма организации обучения. Схоластика как форма учености — это определенный метод и стиль обсуждения и решения теологических проблем. Ж. Ле Гофф при описании схоластического метода приводит слова отца Шеню: «Мышление есть ремесло, законы которого зафиксированы самым тщательным образом»2. Не случайно Ле Гофф ставит схоластику в один ряд с другими ремеслами, поскольку схоластику как единое интеллектуальное направление характеризует не только общность проблем, но и общность методов, стандартизированных процедур познания.

Метод схоластики можно назвать логико-лингвистическим. Поэтому схоластической мысли так важно было решить проблему универсалий, отношения слов к вещам: существует ли общее (в первую очередь роды и виды) реально или они только слова, звуки, колебания воздуха. Для анализа догматов церкви, библейских сюжетов, христианской этики был разработан сложнейший и разветвленнейший категориальный аппарат; также разрабатывался логический аппарат — нормы, правила, операции правильного мышления. В схоластической традищга были выработаны процедуры, в которых совершалось схоластическое мышление. Главной процедурой была диалектика как совокупность приемов, в которых происходит проблематизация объекта познания, раскрываются и анализируются аргументы за и против тех или иных точек зрения, выстраивается логика защиты собственной точки зрения. Схоластическое мышление отличала особая тщательность в рассмотрении всех деталей, нюансов мысли, особая скрупулезность и педантичность, что можно объяснить той абсолютной серьезностью, с какой религиозный человек подходил к процедуре Богопознания. Подлинная наука переняла у схоластов это религиозное рвение, религиозную тщательность процесса исследования. Также важной составляющей схоластического метода исследования и формы образования являлся диспут, формальная процедурная часть которого была также жестко регламентирована3. Было популярным составление всевозможных «сумм» и «компендиумов» — прообразов будущих учебников, хрестоматий, энциклопедий.

Схоластическое мышление и схоластическая форма учености тесно взаимосвязаны со схоластической формой организации образования. Это понятно, без постановки образовательного процесса на солидную нормированную базу такая сложная интеллектуальная деятельность долго бы не просуществовала, нужна была социальная институализация* Такими социальными институтами и стали университеты, начавший

Разместил: философ Дата: 21.04.2009 Прочитано: 36071
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

21.04.2009 - Особенности христианского мировоззрения в средние века
23.03.2009 - Средневековая философия
23.03.2009 - Особенности средневековой философии
23.03.2009 - Основные проблемы средневековой философии
23.03.2009 - Номинализм и реализм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы