Таким образом, атомистическая теория цветов не свободна от существенных логических недостатков. Вместе с тем для своего времени она является наиболее общей, во многих отношениях последовательной и развитой в теоретическом отношении концепцией.
Трактовка Демокритом звуковых ощущений также основывается на атомистических принципах. Как сообщает Геллий, «Демокрит, а позже Эпикур утверждают, что звук состоит из неделимых телец, они называют его (применяя их собственное выражение) «потоком атомов» [там же, с. 333]. Согласно Феоф-расту, «его объяснение слуха сходно с объяснением других чувств. Воздух, попадая в пустоту, производит движение, но кроме того, что он входит в равной мере во все тело, он особенно и в наибольшем количестве входит через уши, так как здесь он проходит через наибольшую пустоту и в наименьшей степени задерживается. Поэтому в других частях тела (звук) не ощущается, а (ощущается) только здесь. Когда же он входит внутрь (тела), он вследствие быстроты (своего движения) распространяется по телу. Ведь звук бывает, когда воздух сгущается и с силою входит внутрь (тела). Подобно тому как он объясняет возникновение ощущения снаружи при помощи осязания, так же он объясняет его и внутри. (...) Слышим же мы острее всего, если внешняя оболочка плотная, жилки пустые и возможно более сухие, имеющие открытый проход ко всему телу, и прежде всего к голове и к ушам, а кроме того, кости крепкие, мозг хорошо смешан, окружающие же его части возможно более сухие. При этих условиях звук входит сразу весь, так как он входит по большой, сухой и удобной для прохода пустоте, быстро и равномерно распространяется по телу и не выбрасывается наружу» [там же, с. 331—332].
Демокрит дает, далее, своеобразное объяснение интенсивности и отчетливости звуковых ощущений, связывая их не только со средой, которая может или способствовать, или же препятствовать прохождению в ней потока «звуковых атомов», но и с природой самих издающих звук тел. Как свидетельствует Плутарх, звук, «приближающийся и сталкивающийся с многочисленными и собранными в одно место телами, или совершенно заглушается, или получает большие прорывы, сбивается и замедляется; в пустом же пространстве, свободном от тел, звук движется беспрепятственно и непрерывно и в неизменном виде достигает органа слуха, причем вследствие быстроты движения (слова) сохраняет не только смысл, но и отчетливость... Что же касается самих тел, то из них золото и камень вследствие плотности звучат невнятно и тупо, и звуки в них быстро заглушаются. Медь же издает громкий и звонкий звук, так как она имеет много пустот и состоит из легкой и тонкой материи, не содержащей многочисленных телец, плотно сбитых друг с другом, но имеющей в изобилии примесь субстанции, легко уступающей (другим субстанциям) и малоощутимой, которая дает свободный доступ всяким движениям и, в частности, без препятствий воспринимает и препровождает дальше звук, пока кто-нибудь, прикоснувшись, не заглушит его, как бы захватив в пути. Тогда звук останавливается и прекращает движение вперед вследствие препятствия. Это, как мне кажется, и делает ночь полнозвучной, а день менее звучным, так как день вследствие теплоты и расширения воздуха вызывает увеличение расстояний между атомами» [там же, с. 332—333].
Следует отметить, что позднейшие философы подвергли критике атомистическую теорию звуковых ощущений. Как писал Феофраст, «в отношении нечеткости определений Демокрит мало чем отличается от других (естествоиспытателей). Но нелепым и дилетантским в его учении является то, что, по его мнению, звук входит через все тело, а также что он, когда войдет через ухо, распространяется по всему телу, как если бы восприятие совершалось не ухом, а всем телом. Ведь если какая-либо (часть тела) испытывает что-либо во время (восприятия) слухом, то отсюда (еще не следует), что она обладает (слуховыми) ощущениями. Все это у него в равной мере относится ко всем ощущениям и не только ко всем ощущениям, но и к душе» [там же, с. 332].
Атомистический принцип Демокрит положил и в основание объяснения ощущений вкуса. Как свидетельствует Аристотель, «другие же сводят к этому все частные (явления): как, например, Демокрит возводит вкусовые субстанции к формам (атомов)» [там же, с. 334]. Более определенное представление об, атомистической теории вкусовых ощущений дает следующее свидетельство Феофраста: «Субстанция острого вкуса по форме угловатая, изогнутая во многих местах, маленькая, мелкая. Будучи пронизывающей, она быстро и повсюду проникает, но, будучи шероховатой и угловатой, она (скорее расширяет, чем) сближает и стягивает. Поэтому она и нагревает тело, производя в нем пустоты. Ибо то, что имеет больше всего пустоты, больше всего нагревается. Субстанция сладкого вкуса состоит из круглых и не слишком малых форм, поэтому она размягчает все тело и проникает всюду медленно и без насилия. Прочие же вкусовые субстанции производят насильственные изменения, так как, проникая (в тела), они приводят в движение все прочее и делают все прочее водянистым; став же водянистыми и утратив свое (естественное) расположение, (эти частицы) стекают в желудок. Ибо путь в желудок наиболее открытый, так как в нем больше всего пустоты. (...) Субстанция кислого вкуса состоит из больших многоугольных атомов, не имеющих никакой округлости; войдя в тело, они запирают мелкие жилки, затыкая их, и препятствуют стоку, поэтому и полости в желудке пребывают в неподвижности. Субстанция горького вкуса состоит из малых гладких и круглых атомов, поверхность которых имеет к тому же ряд изгибов: поэтому эта субстанция липкая и клейкая. Субстанция соленого вкуса состоит из больших, но не округлых атомов. Лишь некоторые из них извилистые, а большинство не извилистые... Субстанция едкого вкуса мала, то округла, то угловата, но не имеет ничего извилистого... Так же он объясняет и свойства других вкусовых субстанций, сводя их к формам (атомов). Из всех этих форм ни одна не встречается в чистом виде, не смешанная с другими. Но в каждой вкусовой субстанции есть много (различных) атомов, и в каждую вкусовую субстанцию входят и гладкое, и шероховатое, и округленное, и заостренное, и т. д. То, что имеется в наибольшем количестве, оказывает наибольшее влияние на ощущения и на их интенсивность, но (ощущения и их интенсивность зависят) еще от состояния тела, в которое эти субстанции входят: ведь и отсюда проистекает немалое различие, так как одно и то же может иногда вызвать различные ощущения и различные вещи могут вызывать одно и то же ощущение. Вот какие объяснения он дал относительно вкусовых субстанций» [там же, с. 334—335].
|