Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая теория ощущений



Таким образом, атомистическая теория цветов не свободна от существенных логических недостатков. Вместе с тем для своего времени она является наиболее общей, во многих отношениях последовательной и развитой в теоретическом отношении концепцией.

Трактовка Демокритом звуковых ощущений также основывается на атомистических принципах. Как сообщает Геллий, «Демокрит, а позже Эпикур утверждают, что звук состоит из неделимых телец, они называют его (применяя их собственное выражение) «потоком атомов» [там же, с. 333]. Согласно Феоф-расту, «его объяснение слуха сходно с объяснением других чувств. Воздух, попадая в пустоту, производит движение, но кроме того, что он входит в равной мере во все тело, он особенно и в наибольшем количестве входит через уши, так как здесь он проходит через наибольшую пустоту и в наименьшей степени задерживается. Поэтому в других частях тела (звук) не ощущается, а (ощущается) только здесь. Когда же он входит внутрь (тела), он вследствие быстроты (своего движения) распространяется по телу. Ведь звук бывает, когда воздух сгущается и с силою входит внутрь (тела). Подобно тому как он объясняет возникновение ощущения снаружи при помощи осязания, так же он объясняет его и внутри. (...) Слышим же мы острее всего, если внешняя оболочка плотная, жилки пустые и возможно более сухие, имеющие открытый проход ко всему телу, и прежде всего к голове и к ушам, а кроме того, кости крепкие, мозг хорошо смешан, окружающие же его части возможно более сухие. При этих условиях звук входит сразу весь, так как он входит по большой, сухой и удобной для прохода пустоте, быстро и равномерно распространяется по телу и не выбрасывается наружу» [там же, с. 331—332].

Демокрит дает, далее, своеобразное объяснение интенсивности и отчетливости звуковых ощущений, связывая их не только со средой, которая может или способствовать, или же препятствовать прохождению в ней потока «звуковых атомов», но и с природой самих издающих звук тел. Как свидетельствует Плутарх, звук, «приближающийся и сталкивающийся с многочисленными и собранными в одно место телами, или совершенно заглушается, или получает большие прорывы, сбивается и замедляется; в пустом же пространстве, свободном от тел, звук движется беспрепятственно и непрерывно и в неизменном виде достигает органа слуха, причем вследствие быстроты движения (слова) сохраняет не только смысл, но и отчетливость... Что же касается самих тел, то из них золото и камень вследствие плотности звучат невнятно и тупо, и звуки в них быстро заглушаются. Медь же издает громкий и звонкий звук, так как она имеет много пустот и состоит из легкой и тонкой материи, не содержащей многочисленных телец, плотно сбитых друг с другом, но имеющей в изобилии примесь субстанции, легко уступающей (другим субстанциям) и малоощутимой, которая дает свободный доступ всяким движениям и, в частности, без препятствий воспринимает и препровождает дальше звук, пока кто-нибудь, прикоснувшись, не заглушит его, как бы захватив в пути. Тогда звук останавливается и прекращает движение вперед вследствие препятствия. Это, как мне кажется, и делает ночь полнозвучной, а день менее звучным, так как день вследствие теплоты и расширения воздуха вызывает увеличение расстояний между атомами» [там же, с. 332—333].

Следует отметить, что позднейшие философы подвергли критике атомистическую теорию звуковых ощущений. Как писал Феофраст, «в отношении нечеткости определений Демокрит мало чем отличается от других (естествоиспытателей). Но нелепым и дилетантским в его учении является то, что, по его мнению, звук входит через все тело, а также что он, когда войдет через ухо, распространяется по всему телу, как если бы восприятие совершалось не ухом, а всем телом. Ведь если какая-либо (часть тела) испытывает что-либо во время (восприятия) слухом, то отсюда (еще не следует), что она обладает (слуховыми) ощущениями. Все это у него в равной мере относится ко всем ощущениям и не только ко всем ощущениям, но и к душе» [там же, с. 332].

Атомистический принцип Демокрит положил и в основание объяснения ощущений вкуса. Как свидетельствует Аристотель, «другие же сводят к этому все частные (явления): как, например, Демокрит возводит вкусовые субстанции к формам (атомов)» [там же, с. 334]. Более определенное представление об, атомистической теории вкусовых ощущений дает следующее свидетельство Феофраста: «Субстанция острого вкуса по форме угловатая, изогнутая во многих местах, маленькая, мелкая. Будучи пронизывающей, она быстро и повсюду проникает, но, будучи шероховатой и угловатой, она (скорее расширяет, чем) сближает и стягивает. Поэтому она и нагревает тело, производя в нем пустоты. Ибо то, что имеет больше всего пустоты, больше всего нагревается. Субстанция сладкого вкуса состоит из круглых и не слишком малых форм, поэтому она размягчает все тело и проникает всюду медленно и без насилия. Прочие же вкусовые субстанции производят насильственные изменения, так как, проникая (в тела), они приводят в движение все прочее и делают все прочее водянистым; став же водянистыми и утратив свое (естественное) расположение, (эти частицы) стекают в желудок. Ибо путь в желудок наиболее открытый, так как в нем больше всего пустоты. (...) Субстанция кислого вкуса состоит из больших многоугольных атомов, не имеющих никакой округлости; войдя в тело, они запирают мелкие жилки, затыкая их, и препятствуют стоку, поэтому и полости в желудке пребывают в неподвижности. Субстанция горького вкуса состоит из малых гладких и круглых атомов, поверхность которых имеет к тому же ряд изгибов: поэтому эта субстанция липкая и клейкая. Субстанция соленого вкуса состоит из больших, но не округлых атомов. Лишь некоторые из них извилистые, а большинство не извилистые... Субстанция едкого вкуса мала, то округла, то угловата, но не имеет ничего извилистого... Так же он объясняет и свойства других вкусовых субстанций, сводя их к формам (атомов). Из всех этих форм ни одна не встречается в чистом виде, не смешанная с другими. Но в каждой вкусовой субстанции есть много (различных) атомов, и в каждую вкусовую субстанцию входят и гладкое, и шероховатое, и округленное, и заостренное, и т. д. То, что имеется в наибольшем количестве, оказывает наибольшее влияние на ощущения и на их интенсивность, но (ощущения и их интенсивность зависят) еще от состояния тела, в которое эти субстанции входят: ведь и отсюда проистекает немалое различие, так как одно и то же может иногда вызвать различные ощущения и различные вещи могут вызывать одно и то же ощущение. Вот какие объяснения он дал относительно вкусовых субстанций» [там же, с. 334—335].

Разместил: Античный философ Дата: 19.10.2010 Прочитано: 19206
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы