Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1419
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая теория ощущений



Наконец, исходя из принципов, атомизма, Демокрит предпринял попытку истолкования сущности ощущений осязания и объяснения процесса их возникновения в познающем субъекте. Феофраст отмечает, что, согласно Демокриту, ощущения осязания, как, впрочем и другие виды ощущений, не существуют в объективном смысле, а характеризуют лишь изменения, происходящие в самом познающем человеке, в его органах чувств: «Точно так же горячее и холодное не существует по природе, но это (ощущение) вызывается сменой форм и изменением, происходящим в нас самих» [там же, с. 337]. Симпликий конкретизирует смысл атомистической теории осязания следующим образом: «Д. же, как сообщает Феофраст в «Физике», пришел к атомистической теории, так как те, которые (до него) давали объяснения относительно теплого и холодного и т. п., рассуждали по-дилетантски. Таким образом, и пифагорейцы пришли к плоскостям. Они (Д. и пифагорейцы) считали, что форма и величина (первотел) — причина теплоты и холода: те (первотела), которые разъединяют и разделяют, вызывают ощущения теплоты, а те, которые соединяют и сгущают, — холода» [там же, с. 249—250].

Связь ощущений тепла и холода с формой, порядком и положением атомов, согласно Симпликию, заключается в следующем: «Сторонники Левкиппа и Демокрита, называющие мельчайшие первотела атомами, утверждают, что сообразно разнице в положении и порядке атомов в телах одни из этих тел оказываются теплыми и огненными — именно те, которые состоят из более острых и более мелких первотел, расположенных притом одинаково, а холодными и влажными — те, которые состоят из (атомов) противоположного характера» [там же, с. 337—338]. В частности, как свидетельствуют Аристотель и ряд его комментаторов, субстанцией ощущения горячего являются атомы, шарообразные по форме. Филопон поясняет эту мысль следующим образом: «По мнению сторонников Демокрита... причиной того, что огонь горяч, являются собранные вместе шарообразные атомы, так как шару свойственна подвижность (он внушает мысль, что причина теплоты — легко совершающееся проникновение, так как шар движется, опираясь на одну точку, тогда как куб вследствие своей плотности и неподвижности вызывает холод)» [там же].

Плутарх с похвалой отозвался о попытке Демокрита дать атомистическое истолкование природы ощущений осязания: «Те, которые утверждают, что озноб, дрожь, содрогание и сходные с этим ощущения вызываются шероховатостью элементов, имеющих форму треугольников с извилистыми сторонами, хотя частично и ошибаются, но ищут причину там, где нужно. Для естествоиспытателя, ищущего истину из теоретического интереса, постижение частностей не самоцель, а лишь начало восхождения к самому первому и самому высшему. Поэтому-то Платон и Д., стремясь найти причину теплоты и тяжести, правильно поступили, не остановившись в своих рассуждениях на земле и огне, но, сведя чувственные начала к умозрительным, дошли до мельчайших частиц — как бы до семян» [там же, с. 337].

Следует отметить, что ощущения осязания, или тактильные ощущения, занимали у Демокрита в определенном смысле ключевое положение по отношению ко всем другим видам ощущений, являясь их своеобразным фундаментом. Дело в том, что сама «теория истечений», призванная объяснить процесс формирования различных видов ощущений в их специфике (зрительных, слуховых, вкусовых, ощущений запаха), явилась обобщением процесса формирования и протекания тактильных ощущений. Ибо сущность «теории истечения» заключается в том, что от вещей исходят «истечения», «виды» (в случае зрения или слуха) или же «испарения» (в случае обоняния), которые входят в соответствующий орган чувств и вызывают в нем соответствующие атомистическому строению испускающих эти «истечения» предметов ощущения. Поскольку же различные «истечения» входят в непосредственное соприкосновение с определенным органом чувств, постольку получается, что этот орган как бы «осязает», «щупает» входящие в него «истечения» и реагирует соответствующим субъективным по своему характеру ощущением.

Не случайно поэтому Аристотель, учитывая основополагающее, ключевое положение ощущений осязания в развитой Демокритом общей теории ощущений, выступил с ее критикой: «Демокрит и большая часть других естествоиспытателей, говорящих об ощущении, поступают самым нелепым образом: они считают, что (все) чувственно воспринимаемое постигается на ощупь. Однако если это так, то окажется, что и каждое из других чувств является одним из видов осязания. Но нетрудно видеть, что это невозможно. Далее, они пользуются явлениями, сопровождающими отдельные чувства, как общими для всех чувств. В самом деле, величина, форма, шероховатость или гладкость, а также острая или тупая (форма), присущая тельцам, общи (различным) чувствам, однако не всем, но только зрению и осязанию. Поэтому они в этом заблуждаются, но, когда говорят о свойствах отдельных чувств, не заблуждаются, как, например, когда говорят о зрении по поводу цвета и о слухе по поводу звуков. Другие же сводят к этому и специфические (особенности отдельных чувств), как Демокрит. Так, он утверждает, что белое и черное — это шероховатое и гладкое, и вкусовые субстанции сводит к формам (атомов)» .

М. Н. АФАСИЖЕВ
Разместил: Античный философ Дата: 19.10.2010 Прочитано: 19197
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы