Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Высшая ценность - это

Личные принципы
Бог, Высший разум
Сама жизнь
Другой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1004
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Атомистическая теория ощущений



Таким образом, демокритова теория вкусовых ощущений, основываясь на универсальных атомистических принципах, объясняет различия в ощущениях вкуса различиями в форме, порядке и положении составляющих то или иное испытываемое на вкус вещество атомов. Следует отметить, что в объяснении вкусовых ощущений современная наука почти не продвинулась вперед по сравнению с атомистической теорией вкуса, созданной Демокритом. В начале 70-х годов XX в. учеными-химиками была сформулирована так называемая стереохимическая теория вкусовых ощущений. В основе ее лежит идея о том, что вкус того или иного вещества определяется в конечном счете внешней формой, конфигурацией составляющих данное вещество мельчайших компонентов. Сравнение этой идеи с развитой более 2,5 тыс. лет тому назад атомистической теорией вкуса показывает, что подход Демокрита вовсе не «устарел», а в решении данной проблемы воз, как говорится, и ныне там.

В отношении атомистической теории вкусовых ощущений Феофраст выдвинул ряд весьма существенных критических замечаний: «Демокрит приписывает каждой вкусовой субстанции особую форму (атомов), придавая им такие формы, которые были бы сходны с влиянием, оказываемым ими на чувства. Но ощущения следовало выводить не только из (форм атомов воспринимаемых тел), но и из воспринимающих органов, прежде всего потому, что эти чувства есть ощущения этих органов. Не все шарообразные атомы и вообще не все атомы (той или иной определенной формы) оказывают одно и то же влияние: поэтому ощущение надо определять составом воспринимающего органа — состоит ли он из (атомов), подобных или неподобных (воспринимаемым атомам), и как происходит изменение ощущений; при этом такое объяснение должно одинаково применяться ко всем ощущениям, происходящим при помощи осязания, а не только к вкусовым. Эти ощущения либо отличаются от вкусовых, и тогда надо объяснить, в чем разница, либо он просто упустил их из виду, хотя о них можно сказать подобное (тому, что он говорит о вкусе)» [там же, с. 335]. В другом месте Феофраст еще более определенно подчеркивает необходимость исследования не только объекта вкусовых ощущений, но и субъекта: «Как уже было сказано выше, получается такое впечатление, будто (атомы только) для того и существуют, (чтобы объяснять ощущения). Истолковав таким образом различия между свойствами самих субстанций, он думает, что выясняет причины, в силу которых одна вкусовая субстанция стягивает, сушит и уплотняет, другая — делает гладким и ровным и успокаивает, третья — разделяет и расширяет и т. п. Однако, быть может, относительно этого Демокриту можно задать вопрос: не следует ли исследовать и то, что испытывает ощущения, каковы его качества? Ведь необходимо изучить не только то, что производит (ощущения),но и то, что их испытывает, прежде всего потому, что, как он сам говорит, одна и та же вкусовая субстанция вызывает не у всех одинаковые ощущения. Ибо ничего не мешает тому, что кажущееся нам сладким некоторым другим из живых существ кажется горьким и т. п.» [там же, с. 336].

Еще один существенный недостаток атомистической теории вкуса Феофраст усматривает в том, что она не в состоянии объяснить смену, переход от одних вкусовых ощущений к другим: «Может вызвать затруднение вопрос, как представляет себе Демокрит возникновение одних вкусовых субстанций из других? Необходимо, чтобы либо атомы меняли формы и из извилистых и остроугольных становились округленными, либо чтобы (в каждой вкусовой субстанции) существовали все (виды атомов), как, например, и атомы едкого вкуса, и атомы острого, и атомы сладкого вкуса, причем одни бы выделялись из смеси (те из них, которые находятся на поверхности каждой субстанции, выделяются всегда, но некоторые еще выделяются соответственно каждому из вкусов), а другие оставались. Есть еще третья возможность, а именно, что одни атомы выходят, а другие входят извне. Однако изменения формы невозможны, так как атом не подвержен внешнему воздействию. Остаются только две возможности; чтобы одни атомы входили, а другие выходили или чтобы одни оставались, а другие выходили. Но и то и другое нелепо: надо тогда объяснить еще, что вызывает и создает эти изменения» [там же].

Объясняя природу ощущений запаха, Демокрит использует «теорию истечений», однако не проводит последовательно принципы атомизма. Отмечая эту непоследовательность Демокрита, Феофраст пишет: «Почему же Д. объясняет вкусовые ощущения из вкусовых субстанций, а запахи... не относит таким же образом к формам ощущаемого? Следовало бы объяснять из атомов» [там же]. Демокрит «не высказался определенно о запахе, а только сказал, что запах — это истечение тонкого из тяжелого. Каково же по природе то, что подвергается воздействию, и со стороны какого предмета, он не сказал, а это как раз, пожалуй, было бы важнее всего. (...) Таким образом, Д. кое-что проглядел» [там же].

Эту недостаточно развитую и несогласованную с основными метафизическими принципами теорию запахов подверг решительной критике Аристотель, выступивший как против «теории истечения» в целом, так и против ее конкретизации — «теории испарений». «Запах, — пишет он, — все (исследователи) сводят к испарениям — одни к влажным, другие к сухим... Слово «испарение» употребляется в том же смысле, что и «истечения». Если теория истечения неверна, то неверна и теория испарений» [там же]. Поясняя мысль, высказанную Аристотелем, Александр пишет: «То, что запах не есть испарение, Аристотель доказывает, исходя из того, что испарение из какого-либо тела — это истечение из него, поскольку же утверждающие, что существуют истечения, и видящие в них причину зрения рассуждали неправильно... постольку же (неправильно рассуждают и утверждающие), что от обоняемых предметов исходит некоторое испарение и истечение. (Если бы это было так), то это (испарение) неизбежно бы быстро разносилось во все стороны по воздуху и не могло бы сохраниться даже на короткое время» [там же].

Разместил: Античный философ Дата: 19.10.2010 Прочитано: 19205
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

03.11.2010 - Философское учение атомизма
28.10.2010 - Атомистическая наука
26.10.2010 - Атомистическая теория языка и речи
23.10.2010 - Атомистическая интерпретация четырех элементов
19.10.2010 - Теория познания Демокрита

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы