Пифагорейцы основательно продвинули вперед частнонаучное познание. Они не только значительно расширили область математического знания, решив целый ряд специальных проблем арифметики, геометрии, стереометрии и разработав концепцию теоретической математики в целом, но и существенно продвинулись вперед в других областях частнонаучного исследования, сформулировав общетеоретические концепции космологии, астрономии, акустики, антропологии, психологии и медицины.
Они развивали частные науки как вглубь (разрабатывая общетеоретические концепции), так и вширь, формулируя частные положения и истины практически во всех областях современной им науки.
По всей вероятности, собственно философская деятельность пифагорейцев была прямым и непосредственным продолжением их теоретических по своему характеру специально-научных исследований, логически и исторически составивших исходный пункт формирования пифагорейского учения в целом. Все более углубляющееся понимание пифагорейцами содержания и смысла своей философемы, с одной стороны, и все более проясняющееся сознание универсальности ее значения в процессе истолкования все новых и новых областей реальности в терминах этого основного принципа — с другой, свидетельствуют о том, что философско-теоретическое мышление пифагорейцев двигалось в направлении, присущем человеческому познанию в целом, а именно: от познания явлений действительности к познанию сущности этих явлений и их последующему теоретическому осмыслению, объяснению и обоснованию в терминах познанной сущности.
В результате реализации этой общей познавательной тенденции пифагореизм уже на достаточно ранних этапах своего развития формировался и развивался как преимущественно философское учение, поскольку последнее по познанию (высшие философские принципы) оказалось у них первым по природе. В пифагореизме мы наблюдаем характерное для развития философии и частных наук «оборачивание метода», поскольку достигнутые в ходе интеллектуальной работы общефилософские принципы были положены в дальнейшем, на всех последующих этапах эволюции учения в основу понимания, теоретического объяснения и обоснования практически всех доступных для них областей изучаемой реальности. В этом философско-теоретическом осмыслении, объяснении и обосновании различных специальных областей научного знания математика и прежде всего исследующая числа и их взаимоотношения арифметика играли важную, но все же подчиненную роль. Ибо хотя числа и их соотношения занимали ключевое положение в частных теоретических концепциях, однако последний, окончательный и, следовательно, абсолютный смысл и значение эти числа и числовые соотношения находили в пифагорейской философеме, дающей категориальное обоснование .природы числа как такового.
Вместе с тем неверно было бы считать, что сами пифагорейцы вполне осознавали различия между собственно методологической функцией своего философского принципа и ее практической реализацией. На наш взгляд, у пифагорейцев философское истолкование и обоснование различных разделов частнонаучного знания, непосредственно имеющих дело с познанием различных частных областей реального мира, все же не были (по крайней мере на ранних этапах эволюции) результатом сознательного, намеренного применения высшего принципа в решении более частных познавательно-теоретических задач. Ибо последнее предполагает строгое, сознательное разграничение предметов частных наук и философии. Собственно философская работа пифагорейцев, в которой мы видим «оборачивание метода», не была еще опосредствована знанием всех этих существенных для развитого философского учения различий, а в значительной мере была еще наивной, бессознательной, являясь логическим продолжением их общетеоретической по своей основной направленности деятельности, реализуемой в области математики, космологии, акустики и т. д. И хотя пифагорейцы в конце концов все же связали свой универсальный философский принцип, истину высшего порядка с истинами более частными, построив достаточно цельное, связное и последовательное учение, имеющее в целом характер философско-научного мировоззрения, однако сделали они это наивным, бессознательным образом.
|