Все «частные науки» Аристотель отличает от «первой философии» в двух смыслах: в экстенсивном и интенсивном. В первом смысле всякая «частная наука» исследует ту или иную, но всегда «часть сущего», «какую-нибудь (отдельную) область» бытия, в отличие от философии, рассматривающей сущее как таковое, в его целом.
Во втором смысле все «частные науки» предпосылочны, поскольку они «не дают никакого обоснования для сути предмета». «Первая философия» же беспредпосылочна, поскольку она исследует сущее в его первых началах или причинах, дальше которых познание идти не может.
В области теоретических наук наиболее близкой к философии у Аристотеля (как и у Платона) является математика, занимающая промежуточное положение между философией и физикой. Следует отметить, что среди имеющихся аристотелевских сочинений мы не обнаруживаем трудов, специально посвященных систематическому рассмотрению математического знания, его сущности, специфики его объектов, особенностей метода математического исследования, места математики в классификации наук и ее значения для познания в целом. Напротив, что касается большинства других «частных наук» — физики, астрономии, биологии, психологии, экономики, этики, политики и т. д., то их рассмотрение может опираться на соответствующие сочинения Аристотеля. Тем не менее в целом ряде своих работ — в «Метафизике», «Категориях», «Аналитике», «Физике», «Механических проблемах» — Аристотель достаточно определенно высказывается по важнейшим проблемам, затрагивающим сущность математического познания, и это позволяет дать целостную теоретическую реконструкцию его трактовки математики. Анализ его суждений по тем или иным вопросам математики свидетельствует прежде всего о том, что он прекрасно знал как состояние современной ему математики, так и основные философско-методологические подходы к интерпретации наиболее существенных проблем математического познания (пифагорейскую доктрину математики, атомистическую концепцию математики Демокрита, Платонову концепцию математики). Будучи крупным мыслителем, Аристотель не ограничился простой констатацией существующего положения дел, а по всем наиболее существенным пунктам выразил свою собственную точку зрения, явившуюся результатом критического осмысления всех предыдущих подходов к истолкованию математики. Аристотелевская концепция математики в целом основывается на началах, принципах его «первой философии».
Это проявляется прежде всего в трактовке Аристотелем центральной философской проблемы математического познания — проблемы существования математических объектов. В решении этой проблемы Аристотель существенно расходится не только с Платоном, объективно-идеалистически интерпретировавшим статус математических объектов как мыслительных сущностей, самостоятельных по отношению к единичным материальным вещам, но и с пифагорейцами, исходившими из признания тезиса «число есть сущность всех вещей». «Теперь, если существуют математические предметы, — рассуждает Стагирит, — они должны либо находиться в чувственных вещах, как утверждают некоторые, либо быть отдельно от чувственных вещей (и это тоже некоторые говорят); а если они не существуют ни тем, ни другим путем, тогда они либо (вообще) не существуют, либо существуют в ином смысле: таким образом, (в этом последнем случае) спорным у нас будет (уже) не то, существуют ли они, но каким образом (они существуют)». В противоположность платоникам, гипостазировавшим математические предметы подобно идеям, Аристотель исходит из того, «что предметы математики нельзя отделять от чувственных вещей, как это утверждают некоторые, и что начало вещей —не в них». С другой стороны, в противоположность пифагорейцам он утверждает, что математические предметы не существуют и в самих вещах в качестве сущности последних. Согласно Аристотелю, в реальных, физических вещах существуют определенные свойства, акциденции, являющиеся своего рода «прообразами» математических предметов, которые формируются из них посредством абстрагирующей деятельности теоретического мышления. «[Свойства же], неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состояниями определенного тела и [берутся] в абстракции, [изучает] математик». Помимо объективности свойств вторая существенная характеристика математических предметов заключается в том, что они «чужды движению, за исключением тех, которые относятся к астрономии». Последнее суждение следует оценивать конкретно-исторически: в ту эпоху математика, существовавшая преимущественно в форме арифметики и геометрии, действительно не исследовала природу движения, процессов изменений, что стало возможным лишь в Новое время в связи с введением Декартом понятия переменной величины.
|