Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания



Переходя к характеристике второго раздела познания, относящегося к области умопостигаемого, Платон пишет: «...вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения, как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним.

— Я понимаю, хотя и не в достаточной степени: мне кажется, ты говоришь о сложных вещах. Однако ты хочешь установить, что бытие и все умопостигаемое при помощи диалектики можно созерцать яснее, чем то, что рассматривается с помощью так называемых наук, которые исходят из предположений. Правда, и такие исследователи бывают вынуждены созерцать область умопостигаемого при помощи рассудка, а не посредством ощущений, но поскольку они рассматривают ее на основании своих предположений, не восходя к первоначалу, то, по-твоему, они и не могут постигнуть ее умом, хотя она вполне умопостигаема, если постичь ее первоначало. Рассудком же ты называешь, по-моему, ту способность, которая встречается у занимающихся геометрией и им подобных. Однако это еще не ум, так как рассудок занимает промежуточное положение между мнением и умом.

— Ты выказал полнейшее понимание. С указанными четырьмя отрезками соотнеси мне те четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум, на второй — рассудок, третье место удели вере, а последнее — уподоблению, и расположи их соответственно, считая, что насколько то или иное состояние причастно истине, столько же в нем и достоверности».

Как следует из этой иерархии познавательных способностей души, имеющих дело с соответствующими их природе предметами познания, подлинной наукой Платон считает диалектику, философскую науку, предметом которой является то, что действительно есть, идеи, относительно которых возможно достижение беспред-посылочного, прочного, пребывающего знания, притязающего на истинность. Ближе всего к диалектике стоят математические науки, в целом предпосылочные по характеру своего знания, опирающиеся преимущественно на рассудочную способность познания, хотя и использующие в определенной мере способность чувственного познания. На следующей ступени иерархии расположены науки, изучающие вещи и существа чувственно воспринимаемого мира, науки, отнесенные впоследствии к естествознанию. В них реализуется познавательная способность, называемая Платоном (а впоследствии Сантаяной) верой, связанная с чувственным восприятием этих вещей и живых существ. Наконец, нижнюю ступень в иерархии наук занимает познание не самих предметов и существ чувственно воспринимаемого мира, а лишь отражений, образов последних в других предметах и в среде в целом. Знание двух последних ступеней самое несовершенное, это лишь мнение, а не истина. Оно несовершенно в силу несовершенства своего предмета, представляющего собой смесь подлинного бытия (идей) и небытия (материи). В силу того что единичные вещи и существа природы подвержены изменениям (возникновению и исчезновению), знание этих постоянно изменяющихся вещей подвержено постоянным изменениям и пересмотру. Поэтому Платон невысоко оценивает виды познания, направленные на изучение природных вещей и их образов-отражений, отрицая за ними статус подлинно научного познания, хотя и признавая за ними некоторую объективно существующую предметность, в отличие от беспредметности, свойственной области незнания как такового.

Разместил: Платоник Дата: 07.12.2010 Прочитано: 32409
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы