Переходя к характеристике второго раздела познания, относящегося к области умопостигаемого, Платон пишет: «...вторым разделом умопостигаемого я называю то, чего наш разум достигает с помощью диалектической способности. Свои предположения он не выдает за нечто изначальное, напротив, они для него только предположения, как таковые, то есть некие подступы и устремления к началу всего, которое уже не предположительно. Достигнув его и придерживаясь всего, с чем оно связано, он приходит затем к заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его выводы относятся только к ним.
— Я понимаю, хотя и не в достаточной степени: мне кажется, ты говоришь о сложных вещах. Однако ты хочешь установить, что бытие и все умопостигаемое при помощи диалектики можно созерцать яснее, чем то, что рассматривается с помощью так называемых наук, которые исходят из предположений. Правда, и такие исследователи бывают вынуждены созерцать область умопостигаемого при помощи рассудка, а не посредством ощущений, но поскольку они рассматривают ее на основании своих предположений, не восходя к первоначалу, то, по-твоему, они и не могут постигнуть ее умом, хотя она вполне умопостигаема, если постичь ее первоначало. Рассудком же ты называешь, по-моему, ту способность, которая встречается у занимающихся геометрией и им подобных. Однако это еще не ум, так как рассудок занимает промежуточное положение между мнением и умом.
— Ты выказал полнейшее понимание. С указанными четырьмя отрезками соотнеси мне те четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени — разум, на второй — рассудок, третье место удели вере, а последнее — уподоблению, и расположи их соответственно, считая, что насколько то или иное состояние причастно истине, столько же в нем и достоверности».
Как следует из этой иерархии познавательных способностей души, имеющих дело с соответствующими их природе предметами познания, подлинной наукой Платон считает диалектику, философскую науку, предметом которой является то, что действительно есть, идеи, относительно которых возможно достижение беспред-посылочного, прочного, пребывающего знания, притязающего на истинность. Ближе всего к диалектике стоят математические науки, в целом предпосылочные по характеру своего знания, опирающиеся преимущественно на рассудочную способность познания, хотя и использующие в определенной мере способность чувственного познания. На следующей ступени иерархии расположены науки, изучающие вещи и существа чувственно воспринимаемого мира, науки, отнесенные впоследствии к естествознанию. В них реализуется познавательная способность, называемая Платоном (а впоследствии Сантаяной) верой, связанная с чувственным восприятием этих вещей и живых существ. Наконец, нижнюю ступень в иерархии наук занимает познание не самих предметов и существ чувственно воспринимаемого мира, а лишь отражений, образов последних в других предметах и в среде в целом. Знание двух последних ступеней самое несовершенное, это лишь мнение, а не истина. Оно несовершенно в силу несовершенства своего предмета, представляющего собой смесь подлинного бытия (идей) и небытия (материи). В силу того что единичные вещи и существа природы подвержены изменениям (возникновению и исчезновению), знание этих постоянно изменяющихся вещей подвержено постоянным изменениям и пересмотру. Поэтому Платон невысоко оценивает виды познания, направленные на изучение природных вещей и их образов-отражений, отрицая за ними статус подлинно научного познания, хотя и признавая за ними некоторую объективно существующую предметность, в отличие от беспредметности, свойственной области незнания как такового.
|