Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1420
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания



В качестве четвертой науки, способствующей возвышению души к философии, Платон выделяет музыку. Музыка, подобно астрономии, изучает движения. Однако если астрономия рассматривает движения, видимые глазом, то музыка исследует движения, различаемые слухом. В отношении музыки, считает Платон, повторяется та же ошибка, что и в отношении астрономии. Если астрономы ценят выше всего глаза, которыми они воспринимают видимые движения небесных тел, то музыканты превыше всего ценят уши, которыми они различают звуки и их соотношения. Те и другие ставят органы чувств и даваемое ими знание выше разума и постигаемой им истины. Последнее относится не только к музыкантам-исполнителям и сочинителям, но и к пифагорейцам, специально исследовавшим природу созвучий и гармонии. «Ведь они, — считает Платон, — поступают совершенно так же, как астрономы: они ищут числа в воспринимаемых на слух созвучиях, но не подымаются до рассмотрения общих вопросов и не выясняют, какие числа созвучны, а какие — нет и почему». Подлинная ценность изучения музыки заключается в том, что она есть искусство, «действительно полезное для исследования красоты и блага, иначе бесполезно и стараться». Таким образом, подобно трем предыдущим наукам — арифметике, геометрии и астрономии — музыка имеет прежде всего теоретическое значение, воспроизводя красоту и благо мироздания и способствуя возвышению души к философии.

Итак, согласно Платону, изучение отдельных наук имеет прежде всего теоретическое значение. Оно способствует возвышению души к философии, к разумному мышлению о целом, а следовательно, преодолению той или иной частной связанности с тем или иным определенным предметом. Эта связанность, зависимость души от той или иной частной области деятельности сковывает ее способность к философскому мышлению, постигающему подлинно сущее, идеи. «Между тем вот что очень важно, — пишет в этой связи Платон, — хотя поверить этому трудно: в науках очищается и вновь оживает некое орудие души каждого человека, которое другие занятия губят и делают слепым, а между тем сохранить его в целости более ценно, чем иметь тысячу глаз, — ведь только при его помощи можно увидеть истину». Таким образом, изучение отдельных, истолкованных в общетеоретическом смысле наук выполняет, согласно Платону, важнейшую для человеческого познания очистительную функцию, освобождающую человека от той или иной формы частной связанности с тем или иным отдельным предметом деятельности, прежде всего деятельности частнопрактического характера, и возвращающую его к целостному взгляду на реальность, являющемуся существенной предпосылкой познания истины.

Изучение всех рассмотренных нами наук — как искусств частнопрактического характера, в которых доминирующую роль играет чувственное познание, так и наук теоретических, связанных со способностью рассудочного познания, — должно завершиться, согласно Платону, усмотрением их родства и взаимных связей, непосредственно подводящим к овладению искусством диалектики — методом философского исследования истинного бытия. Вместе с тем такое изучение родства и связей отдельных наук ни в коей мере не тождественно самой диалектике, а служит лишь средством для овладения ею. «Я по крайней мере думаю, — утверждает устами Сократа Платон, — что если изучение всех разобранных нами предметов доходит до установления их общности и родства и приводит к выводу относительно того, в каком именно отношении они друг к другу близки, то оно будет способствовать достижению поставленной нами цели, так что труд этот окажется небесполезным. В противном же случае он бесполезен».

Согласно Платону, лишь очень немногие из людей, сведущих в отдельных, специальных науках-искусствах, оказываются способными к диалектике, которая требует прежде всего умения строить рациональное доказательство. «А кто не в состоянии привести разумный довод, — считает Платон, — или его воспринять, тот никогда не будет знать ничего из необходимых, по нашему мнению, знаний». В этом заключается «главный напев», выражающий сущность диалектики. Этот «напев» «умопостигаем, а между тем зрительная способность хотела бы его воспроизвести; но ведь ее попытки что-либо разглядеть обращены, как мы говорили, лишь на животных, как таковых, на звезды, как таковые, наконец на Солнце, как таковое. Когда же кто-нибудь делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигает сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого».

Надточаев А. С
Разместил: Платоник Дата: 07.12.2010 Прочитано: 32398
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы