Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 529
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания



Исходным пунктом осуществляющегося в математических науках рассудочного познания является прежде всего постановка вопросов, имеющих характер рефлексии над знанием, даваемым посредством ощущений. Если, например, при ощущении величины предмета один и тот же предмет в равной мере можно назвать как большим, так и малым, то размышление начинается с вопроса: а что же, собственно говоря, есть большое и малое сами по себе, в их раздельности, а не в слитном, совместном существовании, имеющем место в случае чувственного восприятия величины того или иного особенного предмета? Это относится в равной мере и к числам — предмету арифметики, поскольку в случаях, когда единица оказывается единицей не в большей мере, чем ее противоположностью, возникает аналогичное стремление выяснить, в чем же заключается сущность единицы. Это касается и вопроса о том, что такое тождество, встающего перед нами, когда посредством зрения мы видим нечто и как единое, и как бесконечное множество различающихся между собой свойств и т. д. Во всех этих и подобных им случаях возникает стремление к размышлению, направленному на выяснение сущности того или иного предмета. Вследствие того что математические науки исследуют сущность тех или иных предметов, их общее содержание, изучение математики необходимо не только для воинов и философов, но и для каждого человека вообще. «Воину необходимо их усвоить для войскового строя, — пишет Платон, — а философу — для постижения сущности, всякий раз как он вынырнет из области становящегося, иначе ему никогда не стать мыслителем».

С точки зрения Платона, цель арифметики как искусства счета не практически-прикладная, а прежде всего чисто теоретическая, поскольку арифметика посредством изучения природы чисел самих по себе, вне всякого практического их применения, способствует возвышению души в область идей, развивая и совершенствуя познающее мышление. Разъясняя положение о преимущественно теоретическом значении изучения арифметики, Платон пишет: «Эта наука, Главкой, подходит для того, чтобы установить закон и убедить всех, кто собирается занять высшие должности в государстве, обратиться к искусству счета, причем заниматься им они должны будут не как попало, а до тех пор, пока не придут с помощью самого мышления к созерцанию природы чисел — не ради купли-продажи, о чем заботятся купцы и торговцы, но для военных целей и чтобы облегчить самой душе ее обращение от становления к истинному бытию».

Платон дает арифметике как науке определенное философское истолкование. С одной стороны, арифметика имеет свой самостоятельный, независимый от предмета других наук и философии объект исследования. Интерпретированная философски, в чисто теоретическом, а не в практически-прикладном смысле арифметика «усиленно влечет душу ввысь и заставляет рассуждать о числах самих по себе, ни в коем случае не допуская, чтобы кто-нибудь подменял их имеющими число видимыми и осязаемыми телами». Однако, с другой стороны, арифметика, занимая определенное положение в системе наук, оказывается существенно связанной как с науками-искусствами практического характера, так и с чисто умозрительной философской наукой. Будучи деятельностью познающего рассудка, арифметика стоит выше чувственного познания и обладает знанием большей степени общности, а также большей ценности и значимости и в этом смысле является необходимым продуктом развития самого чувственного познания, его последней целью. Вместе с тем арифметика выступает в пределах целостной системы человеческого познания в качестве теоретического средства для достижения высшей ступени познания, ступени философской науки. Арифметика занимает привилегированное положение в системе наук-искусств, поскольку именно «она заставляет душу пользоваться самим мышлением ради самой истины» и в этом смысле наиболее родственна философскому познанию.

Говоря о геометрии, Платон также акцентирует внимание прежде всего на чисто теоретическом характере даваемого ею знания. Геометры, пишет он, «выражаются как-то очень забавно и принужденно. Словно они заняты практическим делом и имеют в виду интересы этого дела, они употребляют выражения «построим» четырехугольник, «проведем» линию, «произведем наложение» и так далее: все это так и сыплется из их уст. А между тем все это наука, которой занимаются ради познания».

В отличие от практических наук-искусств геометрия, в которой главную роль играет рассудок, а не чувства, познает не те или иные отдельные изменяющиеся вещи мира становления, а имеет своим предметом нечто вечное, пребывающее. «Это наука, — пишет Платон, — которой занимаются ради познания вечного бытия, а не того, что возникает и гибнет». Развивая эту мысль, он отмечает, что доказательства в геометрии направлены не на данный конкретно построенный и созерцаемый единичный треугольник, а на треугольник как таковой, который постигается лишь посредством размышления, а не воспринимается чувственным образом. Чувственный же образ треугольника геометр использует как средство, облегчающее мышлению вести изучение свойств треугольника вообще. Таким образом, и геометрическое знание Платон последовательно истолковывает с точки зрения чисто теоретической, отводя геометрии место рядом с арифметикой в общей системе наук-искусств.

Разместил: Платоник Дата: 07.12.2010 Прочитано: 7068
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Интересное
философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы