Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания



Определив специфический предмет геометрии и охарактеризовав сущность вырабатываемого в ее пределах общего знания, Платон указывает на то, что геометрическое познание является необходимым и существенным средством на пути к собственно философскому познанию. Подлинная, теоретически истолкованная геометрия «влечет душу к истине и воздействует на философскую мысль, стремя ее ввысь, между тем как теперь она у нас низменна вопреки должному». Таким образом, и геометрия, подобно арифметике, будучи наукой, принадлежащей к рассудочной, более высокой по сравнению с чувственным познанием ступени и обладая своим собственным, самостоятельным предметом исследования, выступает вместе с тем в качестве необходимого результата разрешения трудностей чувственной ступени познания, с одной стороны, и в качестве существенного теоретического, образовательного средства восхождения души к разумному, философскому познанию.

Третьей важнейшей наукой, имеющей как собственный предмет исследования, так и способствующей возвышению души к философской точке зрения, является, согласно Платону, астрономия 7. Платон признает, что астрономические знания, подобно знаниям математическим, имеют различные формы практического применения. Они используются в земледелии, мореплавании, военном деле и т. д. Однако подлинная ценность астрономии как науки заключается прежде всего в теоретическом значении даваемого ею знания, воспроизводящего красоту и совершенство мироздания в целом. «Эти узоры на небе, украшающие область видимого, надо признать самыми прекрасными и совершенными из подобного рода вещей, но все же они сильно уступают вещам истинным с их перемещениями друг относительно друга, происходящими с подлинной быстротой и медленностью, в истинном количестве и всевозможных истинных формах, причем перемещается все содержимое. Это постигается разумом и рассудком, но не зрением».

При всем самодовлеющем значении и ценности астрономии как теоретической науки ее последняя, высшая ценность заключается, согласно Платону, в том, что она способствует возвышению души к философскому познанию, служит средством перехода от чувственного и рассудочного познания к познанию разумному, имеющему своим предметом подлинно сущее — идеи. Он, однако, отвергает наивное представление о том, что поскольку астрономия обращает взор нашей души ввысь, постольку она возвышает ее до степени разумного, философского познания: «Пожалуй, ты еще скажешь, будто если кто-нибудь, запрокинув голову, разглядывает узоры на потолке и при этом кое-что распознает, то он видит это при помощи мышления, а не глазами. Возможно, ты думаешь правильно, — я-то ведь простоват и потому не могу считать, что взирать ввысь нашу душу заставляет какая-либо иная наука, кроме той, что изучает бытие и незримое. Глядит ли кто, разинув рот, вверх или же, прищурившись, вниз, когда пытается с помощью ощущений что-либо распознать, все равно, утверждаю я, он никогда этого не постигнет, потому что для подобного рода вещей не существует познания, и человек при этом смотрит не вверх, а вниз, хотя бы он и лежал ничком на земле или умел плавать на спине в море». Правильное же использование астрономического знания заключается в том, что «небесным узором надо пользоваться как пособием для изучения подлинного бытия, подобно тому как если бы нам подвернулись чертежи Дедала или какого-нибудь иного мастера либо художника, отлично и старательно вычерченные. Кто сведущ в геометрии, тот, взглянув на них, нашел бы прекрасным их выполнение, но было бы смешно их всерьез рассматривать как источник истинного познания равенства, удвоения или каких-либо иных отношений». Поэтому, заключает Платон, «мы будем изучать астрономию так же, как геометрию, с применением общих положений, а то, что на небе, оставим в стороне, раз мы хотим действительно освоить астрономию и использовать еще неиспользованное разумное по своей природе начало нашей души».

Разместил: Платоник Дата: 07.12.2010 Прочитано: 32413
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы