Вместе с тем Платон подчеркивает необходимость прохождения душой всех стадий и видов познания на пути к диалектике. Задача познания заключается, согласно Платону, в том, чтобы «повернуть душу от некоего сумеречного дня к истинному дню бытия: такое восхождение мы, верно, назовем стремлением к мудрости». Этому повороту души от мира становления к миру истинного бытия, составляющему предмет философской науки, должно предшествовать совершенствование в целом ряде практических по своему характеру наук-искусств: в гимнастике, военном деле, мусическом искусстве и т. д. Хотя эти виды знания имеют дело с вещами мира становления, однако они подготавливают тело и душу к порядку, последовательности и гармонии, укрепляя его не только физически, но и упорядочивая, совершенствуя духовно. С точки зрения Платона, эти практические науки-искусства составляют первую ступень познания. Чувственное знание, присущее им, двояко. Одна его часть является точной и определенной, другая же — неопределенной и двусмысленной. Причина этого двоякого характера чувственного знания состоит в следующем: «Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно противоположного ощущения, а то, что вызывает такое ощущение, я считаю побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно не больше, чем другое, ему противоположное, все равно, относится ли это ощущение к предметам, находящимся вблизи или к далеким». Так, при зрительном восприятии пальцев руки чаще всего у нас даже и не возникает необходимости в постановке вопроса, а что, собственно говоря, есть палец, поскольку зрение никогда не показывает нам, что палец одновременно есть и нечто противоположное пальцу. Когда же речь идет об определении величины пальцев, их мягкости или твердости, ощущения дают нам противоречивые показания. Причина этого в том, что в данном случае ощущения в принципе неспособны решить поставленную перед ними задачу: дать точную, строго однозначную характеристику воспринимаемого ими свойства. «В подобных случаях душа, — поясняет Платон, — в свою очередь недоумевает, что обозначено этим ощущением как жесткое, когда та же самая вещь названа им мягкой. То же самое и при ощущении легкого и тяжелого: душа не понимает, легкая это вещь или тяжелая, если восприятие обозначает тяжелое как легкое, а легкое как тяжелое». В этих случаях «душа привлекает себе на помощь рассуждение и размышление и прежде всего пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение».
Таким образом, недостоверность, неточность и двусмысленность знания, доставляемого нам ощущениями, вызывает потребность и необходимость в более высокой ступени познания, в познании посредством размышления и рассуждения, реализующемся прежде всего в области математических дисциплин. Это подчеркивание Платоном недостоверности и двусмысленности чувственного знания и обоснование в этой связи необходимости обращения к рассудку своим критическим острием направлены против субъективизма и релятивизма софистов, в частности против феноменалистической трактовки истины Протагором, утверждавшим, что как кому нечто кажется, так оно и есть.
Более высокой ступенью на пути восхождения души к философствованию являются математические искусства: арифметика — искусство счета, имеющее дело с числами, и геометрия — искусство измерения, имеющее дело с различными фигурами. Они относятся к рассудочной ступени познания, их знание имеет всеобщую природу, обладая универсальной применимостью в любом другом частном искусстве — науке. В арифметике и геометрии выражено, согласно Платону, «то общее, чем пользуется любое искусство, а также рассудок и знания; то, что каждый человек должен узнать прежде всего». А арифметика прямым путем ведет к философии, ибо «по своей природе она относится, пожалуй, к тому, что ведет человека к размышлению, т. е. к тому, что мы с тобой ищем, но только никто не пользуется ею действительно как наукой, увлекающей нас к бытию».
|