Интенция | Все о философии Бесплатные тесты онлайн
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 727
Комментарии: 0
Спонсоры

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания



Вместе с тем Платон подчеркивает необходимость прохождения душой всех стадий и видов познания на пути к диалектике. Задача познания заключается, согласно Платону, в том, чтобы «повернуть душу от некоего сумеречного дня к истинному дню бытия: такое восхождение мы, верно, назовем стремлением к мудрости». Этому повороту души от мира становления к миру истинного бытия, составляющему предмет философской науки, должно предшествовать совершенствование в целом ряде практических по своему характеру наук-искусств: в гимнастике, военном деле, мусическом искусстве и т. д. Хотя эти виды знания имеют дело с вещами мира становления, однако они подготавливают тело и душу к порядку, последовательности и гармонии, укрепляя его не только физически, но и упорядочивая, совершенствуя духовно. С точки зрения Платона, эти практические науки-искусства составляют первую ступень познания. Чувственное знание, присущее им, двояко. Одна его часть является точной и определенной, другая же — неопределенной и двусмысленной. Причина этого двоякого характера чувственного знания состоит в следующем: «Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно противоположного ощущения, а то, что вызывает такое ощущение, я считаю побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно не больше, чем другое, ему противоположное, все равно, относится ли это ощущение к предметам, находящимся вблизи или к далеким». Так, при зрительном восприятии пальцев руки чаще всего у нас даже и не возникает необходимости в постановке вопроса, а что, собственно говоря, есть палец, поскольку зрение никогда не показывает нам, что палец одновременно есть и нечто противоположное пальцу. Когда же речь идет об определении величины пальцев, их мягкости или твердости, ощущения дают нам противоречивые показания. Причина этого в том, что в данном случае ощущения в принципе неспособны решить поставленную перед ними задачу: дать точную, строго однозначную характеристику воспринимаемого ими свойства. «В подобных случаях душа, — поясняет Платон, — в свою очередь недоумевает, что обозначено этим ощущением как жесткое, когда та же самая вещь названа им мягкой. То же самое и при ощущении легкого и тяжелого: душа не понимает, легкая это вещь или тяжелая, если восприятие обозначает тяжелое как легкое, а легкое как тяжелое». В этих случаях «душа привлекает себе на помощь рассуждение и размышление и прежде всего пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение».

Таким образом, недостоверность, неточность и двусмысленность знания, доставляемого нам ощущениями, вызывает потребность и необходимость в более высокой ступени познания, в познании посредством размышления и рассуждения, реализующемся прежде всего в области математических дисциплин. Это подчеркивание Платоном недостоверности и двусмысленности чувственного знания и обоснование в этой связи необходимости обращения к рассудку своим критическим острием направлены против субъективизма и релятивизма софистов, в частности против феноменалистической трактовки истины Протагором, утверждавшим, что как кому нечто кажется, так оно и есть.

Более высокой ступенью на пути восхождения души к философствованию являются математические искусства: арифметика — искусство счета, имеющее дело с числами, и геометрия — искусство измерения, имеющее дело с различными фигурами. Они относятся к рассудочной ступени познания, их знание имеет всеобщую природу, обладая универсальной применимостью в любом другом частном искусстве — науке. В арифметике и геометрии выражено, согласно Платону, «то общее, чем пользуется любое искусство, а также рассудок и знания; то, что каждый человек должен узнать прежде всего». А арифметика прямым путем ведет к философии, ибо «по своей природе она относится, пожалуй, к тому, что ведет человека к размышлению, т. е. к тому, что мы с тобой ищем, но только никто не пользуется ею действительно как наукой, увлекающей нас к бытию».

Разместил: Платоник Дата: 07.12.2010 Прочитано: 8772
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

философский камень
Полезное
Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы